Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…
Гуманитарный вестник
# 3·2016 7
ся расположения и доверия студентов, показать свой профессиональ-
ный, культурный, личностный уровень, оправдать статус наставника.
Именно преподаватель должен продемонстрировать, что научная ра-
циональность связана с целесообразностью, она опирается на знание
объективных законов мира, свободу и новизну мышления, доказа-
тельность и критичность суждений, умение объединять теорию и
практику, формировать императивы гуманизма и рационализма.
В процессе взаимодействия, опираясь на общность языка, единство
культуры, картин мира, понятийных матриц, важно заинтересовать
студентов философскими и общегуманитарными проблемами, пока-
зать необходимость понимания мировоззренческих, познавательных,
методологических, аксиологических, этических проблем, которые с
неизбежностью возникают в процессе функционирования человека в
мире постоянно меняющейся технической реальности.
В современной техногенной цивилизации с индивидом происхо-
дят сложные метаморфозы, он сталкивается с переплетением разных
видов реальности, включающих и реалии виртуального мира. Инди-
вид «оказался творцом, продуктом и элементом этой искусственной
среды» — места обитания человека. Признание виртуальной реаль-
ности означает, что в ее состав включены воображение, восприятие и
оценка. Виртуальные события как совокупность элементов и связей в
бытии человека формируют «структуру виртуальной реальности»
[9, с. 281]. Проблема виртуальной реальности актуальна в связи с пе-
реходом к компьютерам с процессорами шестого поколения, игро-
выми консолями седьмого поколения, когда пользователь может об-
щаться в выбранном им формате, используя голосовые команды, так-
тильные датчики, виртуальные клавиатуры, создавая разнообразные
воображаемые модели и воплощая их с помощью 3D-принтера в объ-
екты и т. п. Картина жизни продвинутого «технаря» описана В. Пеле-
виным в романе «Любовь к трем цукербринам». Главный герой —
тролль Кеша — после взрыва офиса живет в новом электронном во-
площении, получая с экрана команды, воюя с террористами, меняя
условия свиданий с воображаемой японской девушкой и пр. Он —
флешка, на которой в случайном порядке фиксируются фрагменты
культурного кода, «прилетающие из информационного простран-
ства… Нет ни злодеев, ни извращенцев, есть только скрипты, по-
слушно отрабатывающие одну строку кода за другой» [10, с. 325].
Мир главного героя — электронная система как реальность, в кото-
рую он когда-то бездумно вошел и из которой уже невозможно вы-
браться.
Компьютерная сеть опутала планету и головы миллиардов людей,
порождая проблемы познавательного, понятийного, коммуника-
тивного, психологического плана, которые должны решаться в сфере