Т.П. Малькова
4
Гуманитарный вестник
# 3·2016
действительность. Новая среда обитания, обновленный образ жизни
людей меняют стиль «технического мышления» человека. В «сили-
коновом наукограде», например, действует девиз: «Инновация или
смерть!». Инженеры, работающие в самых передовых технических от-
раслях, — такие же люди, живущие в социокультурной среде, но они
постоянно обновляют техническую реальность как часть собственной
среды обитания. Чтобы представители технических специальностей
оставались интегрированной частью социума, им необходимо пони-
мать новые интеллектуальные веяния, быть на уровне современного
познания, мышления, поведения. Философская подготовка во многом
способствует и интеграции, и оптимальному функционированию ин-
женера в культурной среде техногенного общества.
Инфосфера внедряет в жизнь и делает неотъемлемой частью ми-
ра такой вид реальности, как «виртуальная реальность», в результате
чего человечество столкнулось с серьезным цивилизационным сдви-
гом. Расширились границы реальности, что не только не снизило ро-
ли и значения преподавания философии в техническом университете,
а, напротив, подвело к пониманию необходимости увеличения часов
читаемых курсов и повышению качества работы со студентами. К
сожалению, отводимое на курс философии учебное время является
недостаточным для выяснения онтологических и гносеологических
тонкостей функционирования нового типа реальности. Дискуссии о
том, зачем инженеру философия, возникающие на первых занятиях
по этой дисциплине среди студентов, вполне закономерны, посколь-
ку студенты, перегруженные фундаментальными и специальными
дисциплинами, не понимают значимости мировоззренческих про-
блем бытия в новом типе реальности [4].
В системе научного знания XXI в. насчитывается более 15 000
дисциплин, многие из них не имеют прямой связи с философией.
Свободен ли студент, будущий представитель технической науки,
инженер-практик от мировоззренческих, методологических, этиче-
ских, аксиологических аспектов, являющихся сферой философской
рефлексии? Вопрос о необходимости изучения философии звучит
актуально, несмотря на то, что современный мир прагматичен. Неко-
торые авторы выдвигают аргументы против философской, гумани-
тарной составляющей в рамках технического образования. Мы, в
свою очередь, отметим аргументы за преподавание философии бу-
дущим инженерам. Обосновывая свою позицию в статье, будем ис-
ходить из следующих методологических и теоретических положений:
1) наша культура имеет двойственную природу: она существует в
форме материального и ментального мира, детерминируя сознание
любого человека, включая представителя технической специальности
(инженера, конструктора), как некое объективированное «сущее»