Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

4

Гуманитарный вестник

# 3·2016

действительность. Новая среда обитания, обновленный образ жизни

людей меняют стиль «технического мышления» человека. В «сили-

коновом наукограде», например, действует девиз: «Инновация или

смерть!». Инженеры, работающие в самых передовых технических от-

раслях, — такие же люди, живущие в социокультурной среде, но они

постоянно обновляют техническую реальность как часть собственной

среды обитания. Чтобы представители технических специальностей

оставались интегрированной частью социума, им необходимо пони-

мать новые интеллектуальные веяния, быть на уровне современного

познания, мышления, поведения. Философская подготовка во многом

способствует и интеграции, и оптимальному функционированию ин-

женера в культурной среде техногенного общества.

Инфосфера внедряет в жизнь и делает неотъемлемой частью ми-

ра такой вид реальности, как «виртуальная реальность», в результате

чего человечество столкнулось с серьезным цивилизационным сдви-

гом. Расширились границы реальности, что не только не снизило ро-

ли и значения преподавания философии в техническом университете,

а, напротив, подвело к пониманию необходимости увеличения часов

читаемых курсов и повышению качества работы со студентами. К

сожалению, отводимое на курс философии учебное время является

недостаточным для выяснения онтологических и гносеологических

тонкостей функционирования нового типа реальности. Дискуссии о

том, зачем инженеру философия, возникающие на первых занятиях

по этой дисциплине среди студентов, вполне закономерны, посколь-

ку студенты, перегруженные фундаментальными и специальными

дисциплинами, не понимают значимости мировоззренческих про-

блем бытия в новом типе реальности [4].

В системе научного знания XXI в. насчитывается более 15 000

дисциплин, многие из них не имеют прямой связи с философией.

Свободен ли студент, будущий представитель технической науки,

инженер-практик от мировоззренческих, методологических, этиче-

ских, аксиологических аспектов, являющихся сферой философской

рефлексии? Вопрос о необходимости изучения философии звучит

актуально, несмотря на то, что современный мир прагматичен. Неко-

торые авторы выдвигают аргументы против философской, гумани-

тарной составляющей в рамках технического образования. Мы, в

свою очередь, отметим аргументы за преподавание философии бу-

дущим инженерам. Обосновывая свою позицию в статье, будем ис-

ходить из следующих методологических и теоретических положений:

1) наша культура имеет двойственную природу: она существует в

форме материального и ментального мира, детерминируя сознание

любого человека, включая представителя технической специальности

(инженера, конструктора), как некое объективированное «сущее»