Т.П. Малькова
6
Гуманитарный вестник
# 3·2016
Особое внимание следует уделять проблеме рациональности.
Словари дают неоднозначные характеристики понятия рационально-
сти: рациональность рассматривается как целесообразность, умопости-
гаемость универсального в бытии, целостность опыта, мотивационный
выбор, единство ценностей и норм поведения и пр. Дефиниции свиде-
тельствуют, что рациональность зависит от социальной, культурной
и интеллектуальной среды. Французский теоретик Г. Башляр ввел
понятие «тонус рациональности» [6, с. 340]. Существует проблема
изучения структуры «повседневной рациональности» и ее значения в
жизни людей [7, с. 53]. Рациональность исторична. Она претерпевает
изменения, так же как и «типы ментальности». Башляр характеризует
их в качестве «становящегося научного духа» [6, с. 343]. Изучение и
понимание особенностей типов рациональности, ментальности, ду-
ховности весьма актуально, поскольку мир все чаще демонстрирует
«бездуховность, бесчеловечность», для чего требуется специальное
исследование [8].
Понимание особенностей и типов рациональности делает парт-
нерство в образовательной сфере эффективным, обеспечивает ответ-
ственность за мировоззренческие, гносеологические, этические по-
следствия образовательной деятельности, закрепляет инновационные
подходы и эвристические схемы деятельности. Существует множе-
ство образовательных моделей, автор — сторонник модели социаль-
ного партнерства в обучении. Только в осмысленном процессе ком-
муникации на лекционных и семинарских занятиях, в общении во
внеаудиторное время возможно не только достичь понимания и
оценки происходящих социокультурных процессов, но выработать
мировоззренческую и целевую модель будущего как некоего «долж-
ного» бытия мира и персонального функционирования обучающегося
в ближайшей жизненной перспективе. Будущий инженер-
конструктор, программист должен понимать, что техническая рацио-
нальность, развиваемая в процессе обучения, имеет социопроектную
направленность. В структуру рациональности включаются инженер-
но-технические и технологические знания, способы расчета и проекти-
рования (моделирования), организация, управление, экономическая
оптимизация процессов, вплоть до внедрения проектов в производ-
ственную серию на базе новейших технологий. Модель будущего бытия
в общих чертах как некий инвариант должна быть одобрена всеми
участниками коммуникации и сможет впоследствии ориентировать
деятельность субъекта на достижение этой модели в рамках сложив-
шейся культуры, и здесь не обойтись без гуманитарных, философ-
ских знаний.
Преподаватель, обладая обширными знаниями и более высоким
уровнем образования в целом, в процессе общения способен добить-