Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

2

Гуманитарный вестник

# 3·2016

ного общества, умение противостоять агрессии, росту напряженно-

сти, тенденциям к деструкции общества. Потребность в человеческом

общении, в отношениях партнерства в ходе образовательного про-

цесса становится все более актуальной.

Цель данной работы — рассмотрение возможности реализации

модели «образование как партнерство» в процессе преподавания в

техническом университете курса философии, учитывающего особен-

ности менталитета студента, обладающего техническим (инженерно-

конструкторским) типом рациональности. Приведены аргументы в

пользу преподавания философии в технических университетах стра-

ны, даны практические рекомендации, учитывающие специфику пре-

подавания философии в технических вузах.

Отношения социального партнерства формируются не стихийно,

они — результат осмысленных усилий взаимодействующих сторон.

Социальное партнерство способствует объединению людей в реше-

нии насущных проблем, достижении четко сформулированной цели

взаимодействия. В одной из статей мы рассматривали проблему

партнерства как социокультурного феномена. Партнерство — «осо-

бый тип социального взаимодействия, основанный на единстве куль-

турных, мировоззренческих, понятийных матриц, позволяющий

участникам взаимодействия реализовать модель будущего, одобрен-

ную в ходе коммуникации» [1, с. 36]. Рассмотрим факторы, которые

способствуют формированию и развитию партнерских отношений

между студентами и преподавателями в процессе обучения филосо-

фии в техническом университете.

Информация и знания превратились в факторы, определяющие

прогресс общества. Студенты технического университета, обучаясь, с

одной стороны, непосредственно связаны с технической составляю-

щей информатизации: освоение, использование, иногда разработка

средств информатики и вычислительной техники, новых технологий,

применяемых в мире неживой и живой технической материи, в ин-

тернете. Студенты функционируют и взаимодействуют с особого ро-

да технической реальностью, что неизбежно ведет к формированию

технической рациональности как особого типа ментальности у лю-

дей, посвятивших себя инженерно-конструкторской деятельности.

С другой стороны, студенты сталкиваются с феноменом «инфор-

мационного взрыва» — избыточностью информации, ускоряющими-

ся темпами появления новейшей информации — и оказываются сла-

бо подготовленными для работы с теми блоками знания, которые

оценивались бы как важные, необходимые, морально не устаревшие

в текущей практической деятельности. Доступность информации не

гарантирует усвоение и успешное применение знаний, все больше

проявляется «голод» в знаниях, который видно по растущему коли-