Т.П. Малькова
2
Гуманитарный вестник
# 3·2016
ного общества, умение противостоять агрессии, росту напряженно-
сти, тенденциям к деструкции общества. Потребность в человеческом
общении, в отношениях партнерства в ходе образовательного про-
цесса становится все более актуальной.
Цель данной работы — рассмотрение возможности реализации
модели «образование как партнерство» в процессе преподавания в
техническом университете курса философии, учитывающего особен-
ности менталитета студента, обладающего техническим (инженерно-
конструкторским) типом рациональности. Приведены аргументы в
пользу преподавания философии в технических университетах стра-
ны, даны практические рекомендации, учитывающие специфику пре-
подавания философии в технических вузах.
Отношения социального партнерства формируются не стихийно,
они — результат осмысленных усилий взаимодействующих сторон.
Социальное партнерство способствует объединению людей в реше-
нии насущных проблем, достижении четко сформулированной цели
взаимодействия. В одной из статей мы рассматривали проблему
партнерства как социокультурного феномена. Партнерство — «осо-
бый тип социального взаимодействия, основанный на единстве куль-
турных, мировоззренческих, понятийных матриц, позволяющий
участникам взаимодействия реализовать модель будущего, одобрен-
ную в ходе коммуникации» [1, с. 36]. Рассмотрим факторы, которые
способствуют формированию и развитию партнерских отношений
между студентами и преподавателями в процессе обучения филосо-
фии в техническом университете.
Информация и знания превратились в факторы, определяющие
прогресс общества. Студенты технического университета, обучаясь, с
одной стороны, непосредственно связаны с технической составляю-
щей информатизации: освоение, использование, иногда разработка
средств информатики и вычислительной техники, новых технологий,
применяемых в мире неживой и живой технической материи, в ин-
тернете. Студенты функционируют и взаимодействуют с особого ро-
да технической реальностью, что неизбежно ведет к формированию
технической рациональности как особого типа ментальности у лю-
дей, посвятивших себя инженерно-конструкторской деятельности.
С другой стороны, студенты сталкиваются с феноменом «инфор-
мационного взрыва» — избыточностью информации, ускоряющими-
ся темпами появления новейшей информации — и оказываются сла-
бо подготовленными для работы с теми блоками знания, которые
оценивались бы как важные, необходимые, морально не устаревшие
в текущей практической деятельности. Доступность информации не
гарантирует усвоение и успешное применение знаний, все больше
проявляется «голод» в знаниях, который видно по растущему коли-