Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…
Гуманитарный вестник
# 3·2016 5
(реализованная действительность) и картину этого сущего (мировоз-
зрение);
2) насущная культура определяет перспективу, идеал будущего,
то «должное», к которому стремится каждый человек в процессе сво-
ей жизнедеятельности. Любой человек — продукт культуры, но он
также выступает субъектом-творцом «должного» как идеала будуще-
го социокультурного бытия, включая новую, в том числе мировоз-
зренческую картину мира техногенной цивилизации;
3) современный инженер — это инновационный инженер, кото-
рый должен быть интеллектуалом, уметь осмысливать и предвосхи-
щать результаты технической деятельности. Инновационно менять
облик «сущего», развивать культуру может только обладатель об-
ширного кругозора, способный оперировать новейшей научной и
технической информацией;
4) складывается новая тенденция развития технической реально-
сти: все более явно обнаруживается связь технической деятельности
с философским знанием, мировоззрением. Самые современные, ис-
пользуемые в науке и технике технологии NBIC сочетают в себе на-
но-, био-, инфотехнологии и когнитивистику (междисциплинарное
направление, в которое входят гносеология, лингвистика, нейрофи-
зиология и концепция искусственного интеллекта). Конвергенция
технологий усиливает конструктивизм и проективность (моделиро-
вание) преобразований в новом типе реальности. А, следовательно, в
«эпоху биокапитализма» техническое знание должно быть усилено
гуманистической, философской компонентой [5, с. 57].
Задача преподавателя, таким образом, не просто объяснить сту-
дентам значимость философии, которая существует около 3000 лет,
но показать, что типы культуры и рациональности, изучаемые фило-
софией, меняются с переходом от одной социальной эпохи к другой.
Меняется и научная рациональность с движением науки как части
культуры от классического к неклассическому и постнеклассическо-
му этапу, что делает обсуждение научно-технических проблем в кур-
се философии в эпоху информационного общества особенно акту-
альным. Чтобы преодолеть «догматическую банальность» знаний,
получаемых студентами, необходимо в процессе обучения создавать
«форумы конкуренции». Следует проводить обсуждения, мозговой
штурм, дискуссии, давать возможность оппонентам размышлять, из-
лагать позицию и убеждать в ее правомерности. Партнерские отно-
шения преподавателя и студентов предполагают нахождение точек
соприкосновения в мировоззренческих оценках картин мира сущего
как реализованного мира и идеального «должного», выработку целе-
вой установки на изменение мира будущего в общем плане и лично-
сти обучающегося в частности.