Previous Page  5 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 14 Next Page
Page Background

Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…

Гуманитарный вестник

# 3·2016 5

(реализованная действительность) и картину этого сущего (мировоз-

зрение);

2) насущная культура определяет перспективу, идеал будущего,

то «должное», к которому стремится каждый человек в процессе сво-

ей жизнедеятельности. Любой человек — продукт культуры, но он

также выступает субъектом-творцом «должного» как идеала будуще-

го социокультурного бытия, включая новую, в том числе мировоз-

зренческую картину мира техногенной цивилизации;

3) современный инженер — это инновационный инженер, кото-

рый должен быть интеллектуалом, уметь осмысливать и предвосхи-

щать результаты технической деятельности. Инновационно менять

облик «сущего», развивать культуру может только обладатель об-

ширного кругозора, способный оперировать новейшей научной и

технической информацией;

4) складывается новая тенденция развития технической реально-

сти: все более явно обнаруживается связь технической деятельности

с философским знанием, мировоззрением. Самые современные, ис-

пользуемые в науке и технике технологии NBIC сочетают в себе на-

но-, био-, инфотехнологии и когнитивистику (междисциплинарное

направление, в которое входят гносеология, лингвистика, нейрофи-

зиология и концепция искусственного интеллекта). Конвергенция

технологий усиливает конструктивизм и проективность (моделиро-

вание) преобразований в новом типе реальности. А, следовательно, в

«эпоху биокапитализма» техническое знание должно быть усилено

гуманистической, философской компонентой [5, с. 57].

Задача преподавателя, таким образом, не просто объяснить сту-

дентам значимость философии, которая существует около 3000 лет,

но показать, что типы культуры и рациональности, изучаемые фило-

софией, меняются с переходом от одной социальной эпохи к другой.

Меняется и научная рациональность с движением науки как части

культуры от классического к неклассическому и постнеклассическо-

му этапу, что делает обсуждение научно-технических проблем в кур-

се философии в эпоху информационного общества особенно акту-

альным. Чтобы преодолеть «догматическую банальность» знаний,

получаемых студентами, необходимо в процессе обучения создавать

«форумы конкуренции». Следует проводить обсуждения, мозговой

штурм, дискуссии, давать возможность оппонентам размышлять, из-

лагать позицию и убеждать в ее правомерности. Партнерские отно-

шения преподавателя и студентов предполагают нахождение точек

соприкосновения в мировоззренческих оценках картин мира сущего

как реализованного мира и идеального «должного», выработку целе-

вой установки на изменение мира будущего в общем плане и лично-

сти обучающегося в частности.