Previous Page  11 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 14 Next Page
Page Background

Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…

Гуманитарный вестник

# 3·2016 11

студента к роли товара, который должен суметь себя продать как

можно выгоднее, растет ориентация на удовлетворение материаль-

ных потребностей (потребительская модель бытия в обществе). Мер-

кантильность становится нормой жизни. Многие студенты вузов

обучаются на платных отделениях. Осведомленность студентов о

низкой оплате труда преподавателей формирует у них представление

о низком статусе преподавателя университета, и это вредит образова-

тельной системе страны в целом. Малообеспеченные люди в глазах

молодежи не могут восприниматься как общественная элита. Препода-

вателям все сложнее поддерживать свой интеллектуальный авторитет,

не имея возможности поддерживать внешнюю респектабельность.

Напомним, что в СССР расходы на образование составляли от 7 до 10 %

ВВП, в настоящее время этот показатель — 4 % от ВВП РФ.

Информационное общество, постнеклассический этап развития

науки, создание инновационной техносферы — неоспоримые факты

современного бытия. Необходимо понимать, что перечисленные про-

цессы должны сопровождаться ростом духовной культуры, гуманита-

ризацией, в том числе и технического образования. Образование —

решающий фактор, обеспечивающий метаквалификацию современ-

ному человеку, позволяющий оптимально функционировать, адапти-

роваться к меняющимся условиям среды обитания. Модель «высокое

соприкосновение» — образование как партнерство преподавателя и

студента — приобретает особую значимость в свете решения насущ-

ных задач социально-культурного развития. Только образованные,

инновационно настроенные специалисты (инженеры, конструкторы,

ученые) с развитой технической рациональностью, с философским

мировоззрением могут обеспечить протекание инновационных про-

цессов. Стране необходимо не останавливаться на достигнутом

уровне развития технической реальности, поскольку это вопрос

национальной безопасности. Без универсального образования, разви-

того философского мировоззрения, без работы над культурой ума

нам грозит «великое культурное одичание» [18]. Культура ума — это

философия. Современный инновационный представитель техниче-

ской специальности может эффективно действовать и созидать толь-

ко при условии, что он обладает подлинной культурой ума.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Малькова Т.П. Партнерство как социокультурный феномен.

Ученые

записки Российского государственного социального университета

, 2012,

№ 11, с. 36–43.

[2]

Ореховская Н.А. Горизонт культуры на уровне…

Вестник Бауманского

университета «Инжен

ѣ

р»

, 2014 (январь-февраль), с. 16–17.

[3]

Сорокопуд Ю.В. Модернизация подготовки преподавательских кадров

высшей школы.

Мир образования — образование в мире

, 2010, № 3 (39),

с. 27–33.