Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…
Гуманитарный вестник
# 3·2016 11
студента к роли товара, который должен суметь себя продать как
можно выгоднее, растет ориентация на удовлетворение материаль-
ных потребностей (потребительская модель бытия в обществе). Мер-
кантильность становится нормой жизни. Многие студенты вузов
обучаются на платных отделениях. Осведомленность студентов о
низкой оплате труда преподавателей формирует у них представление
о низком статусе преподавателя университета, и это вредит образова-
тельной системе страны в целом. Малообеспеченные люди в глазах
молодежи не могут восприниматься как общественная элита. Препода-
вателям все сложнее поддерживать свой интеллектуальный авторитет,
не имея возможности поддерживать внешнюю респектабельность.
Напомним, что в СССР расходы на образование составляли от 7 до 10 %
ВВП, в настоящее время этот показатель — 4 % от ВВП РФ.
Информационное общество, постнеклассический этап развития
науки, создание инновационной техносферы — неоспоримые факты
современного бытия. Необходимо понимать, что перечисленные про-
цессы должны сопровождаться ростом духовной культуры, гуманита-
ризацией, в том числе и технического образования. Образование —
решающий фактор, обеспечивающий метаквалификацию современ-
ному человеку, позволяющий оптимально функционировать, адапти-
роваться к меняющимся условиям среды обитания. Модель «высокое
соприкосновение» — образование как партнерство преподавателя и
студента — приобретает особую значимость в свете решения насущ-
ных задач социально-культурного развития. Только образованные,
инновационно настроенные специалисты (инженеры, конструкторы,
ученые) с развитой технической рациональностью, с философским
мировоззрением могут обеспечить протекание инновационных про-
цессов. Стране необходимо не останавливаться на достигнутом
уровне развития технической реальности, поскольку это вопрос
национальной безопасности. Без универсального образования, разви-
того философского мировоззрения, без работы над культурой ума
нам грозит «великое культурное одичание» [18]. Культура ума — это
философия. Современный инновационный представитель техниче-
ской специальности может эффективно действовать и созидать толь-
ко при условии, что он обладает подлинной культурой ума.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Малькова Т.П. Партнерство как социокультурный феномен.
Ученые
записки Российского государственного социального университета
, 2012,
№ 11, с. 36–43.
[2]
Ореховская Н.А. Горизонт культуры на уровне…
Вестник Бауманского
университета «Инжен
ѣ
р»
, 2014 (январь-февраль), с. 16–17.
[3]
Сорокопуд Ю.В. Модернизация подготовки преподавательских кадров
высшей школы.
Мир образования — образование в мире
, 2010, № 3 (39),
с. 27–33.