Т.П. Малькова
8
Гуманитарный вестник
# 3·2016
образования. Например, адаптация к техносфере, заполнившей мир
бытия человека, использование гаджетов в быту и обучении,
регулирование взаимодействия компьютер (сеть) — человек, работа с
виртуальными объектами — это проблемы преодоления барьеров,
возникающих в языковом, семантико-семиотическом, рационально-
понятийном, ценностно-практическом плане. Заметными становятся
изменения в лексическом запасе студентов и преподавателей,
различаются картины мира, фиксирующие сложившиеся культурные
матрицы. Мыслительная деятельность людей, принадлежащих к
разным поколениям, основывается на разной комбинации устного,
письменного (линейного) и экранного кодов культуры. Менталитет
общества пополняется особым типом рациональности —
технической рациональностью, опирающейся на новый экранный тип
социальной памяти.
Вопрос о существовании и специфике научной и инженерной
рациональности дебатируется в научном сообществе [11, с. 119–136].
Большинство авторов склонны анализировать либо научный, либо
инженерный типы рациональности, давая их характеристики и
отмечая различия. Типы рациональности зависят от исторически
сложившихся социокультурных эпох с присущими им типами
ментальности, видов деятельности людей, врожденных типов ума.
При разработке идеи множественности видов ума (интеллекта),
анализируя типы интеллекта, известный американский психолог
Г. Гарднер выделил восемь типов ума [12, с. 66–79]. Он включил в
классификацию «пространственный ум», присущий архитекторам,
скульпторам, морякам, инженерам. Подбор обладателей данного типа
ума, на наш взгляд, произволен. Мы, исследуя специфику
технической деятельности, предлагаем дополнительно выделить
технический (инженерно-конструкторский) тип ума, синкретично
включающий в себя важнейшие черты обоих типов рациональности,
согласившись, что пространственное мышление важно для предста-
вителя технической специальности. Техногенная цивилизация,
возрастание роли технической реальности требуют исследования
технической рациональности как особого рода интеллектуально-
практической активности субъекта.
Техническая рациональность — это структурированная,
осознанно мотивированная и алгоритмизированная деятельность
субъекта по изобретению, моделированию, проектированию, объек-
тивному воплощению в «тело» культуры технических артефактов, в
которых общество испытывает потребность и которые способствуют
повышению качества труда и жизни людей. Техническая
рациональность элиминирует эмоционально-оценочные аспекты,
ориентируется на технико-технологические знания и практические