Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

8

Гуманитарный вестник

# 3·2016

образования. Например, адаптация к техносфере, заполнившей мир

бытия человека, использование гаджетов в быту и обучении,

регулирование взаимодействия компьютер (сеть) — человек, работа с

виртуальными объектами — это проблемы преодоления барьеров,

возникающих в языковом, семантико-семиотическом, рационально-

понятийном, ценностно-практическом плане. Заметными становятся

изменения в лексическом запасе студентов и преподавателей,

различаются картины мира, фиксирующие сложившиеся культурные

матрицы. Мыслительная деятельность людей, принадлежащих к

разным поколениям, основывается на разной комбинации устного,

письменного (линейного) и экранного кодов культуры. Менталитет

общества пополняется особым типом рациональности —

технической рациональностью, опирающейся на новый экранный тип

социальной памяти.

Вопрос о существовании и специфике научной и инженерной

рациональности дебатируется в научном сообществе [11, с. 119–136].

Большинство авторов склонны анализировать либо научный, либо

инженерный типы рациональности, давая их характеристики и

отмечая различия. Типы рациональности зависят от исторически

сложившихся социокультурных эпох с присущими им типами

ментальности, видов деятельности людей, врожденных типов ума.

При разработке идеи множественности видов ума (интеллекта),

анализируя типы интеллекта, известный американский психолог

Г. Гарднер выделил восемь типов ума [12, с. 66–79]. Он включил в

классификацию «пространственный ум», присущий архитекторам,

скульпторам, морякам, инженерам. Подбор обладателей данного типа

ума, на наш взгляд, произволен. Мы, исследуя специфику

технической деятельности, предлагаем дополнительно выделить

технический (инженерно-конструкторский) тип ума, синкретично

включающий в себя важнейшие черты обоих типов рациональности,

согласившись, что пространственное мышление важно для предста-

вителя технической специальности. Техногенная цивилизация,

возрастание роли технической реальности требуют исследования

технической рациональности как особого рода интеллектуально-

практической активности субъекта.

Техническая рациональность — это структурированная,

осознанно мотивированная и алгоритмизированная деятельность

субъекта по изобретению, моделированию, проектированию, объек-

тивному воплощению в «тело» культуры технических артефактов, в

которых общество испытывает потребность и которые способствуют

повышению качества труда и жизни людей. Техническая

рациональность элиминирует эмоционально-оценочные аспекты,

ориентируется на технико-технологические знания и практические