Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…
Гуманитарный вестник
# 3·2016 9
свойства артефактов. Современный тип рациональности (особенно
техническая) предполагает развитие не только пространственного, но и
визуального мышления [13, с. 123].
Последнее представляет собой
синтетический тип мышления с наглядными компонентами (вообра-
жение-изобретение, чертеж, модель, последовательность конструи-
рования искусственного объекта). «Проектирование и имитационное
компьютерное моделирование дают возможность на основе идеализи-
рованного компьютерного эксперимента осуществить анализ и расчет
будущего функционирования сверхсложных проектируемых систем в
различных областях инженерного познания и деятельности» [11,
с. 129]. В процессе преподавания дисциплин в технических универ-
ситетах необходимо найти оптимальное сочетание взаимосвязи и
взаимодействия аудиального, визуального, тактильного элементов
познавательных образов-моделей, ориентироваться на концепцию
системного обучения. Очевидно, что в технических вузах в целях
развития визуальной культуры и пространственного мышления
следует отводить часы на спецкурсы по изобразительному искусству
(рисунок), геометрическому проектированию, имитационному
компьютерному моделированию, техническому и эстетическому
дизайну. В этом студенту помогают компьютерные программы
ANSYS, inVENTer, SolidWorks и др.
Студент-технарь менее чем гуманитарий ориентирован на
рационально-понятийное,
дискурсивно-логическое,
абстрактно-
обобщенное мышление. Его мышлению присущи конкретность,
алгоритмичность, визуальность, пространственное воображение, что
создает трудности как для преподавателя философии, так и для
обучающегося философии студента. Поэтому следует обращать
внимание на язык общения и специально и усиленно работать с
категориальным аппаратом, используемым в философии. Объяснение
смысла понятий, выделение ключевых слов, анализ последо-
вательности суждений и логика рассуждений, четкость изложения
проблем помогут студенту ориентироваться в сложном для его типа
мышления философском тексте, научиться самостоятельно давать
определения обсуждаемым феноменам и событиям. При общении на
занятиях усиливается роль не только вербально-понятийных, но и
невербальных составляющих коммуникации — экстралингвистики,
проксемики, кинесики, визуальных контактов и пр. Преподаватель —
партнер по общению, который всем своим видом должен вызывать
положительные эмоции у студентов.
В процессе обучения преподаватель сталкивается с таким парадок-
сом: информационно-техническое развитие студента, обучающегося в
техническом вузе, в ряде случаев его «оглупляет», студенты сами от-
мечают нехватку и потерю ранее имевшихся гуманитарных знаний.