Гуманитарный вестник
# 3·2016 1
УДК 101.1+130.2.62+371 DOI 10.18698/2306-8477-2016-03-346
Образование в информационном обществе: специфика
преподавания философии в техническом университете
© Т.П. Малькова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены проблемы образования в информационном обществе и специфика
преподавания философии в техническом университете. Исследована модель «об-
разование как партнерство». Проанализированы особенности современной техни-
ческой реальности, приведено определение технической рациональности, на основе
которой должно строиться преподавание философии. Даны практические реко-
мендации.
Ключевые слова:
образование, информационное общество, философия, мировоз-
зрение, модель партнерства, инновационный инженер, техническая реальность,
техническая рациональность.
Системе образования в обществе, находящемся на стадии информа-
ционного развития, с ускоряющимися темпами научно-технического
прогресса требуется уделять особенно пристальное внимание. Социум
нуждается в профессионалах различных специальностей, в том числе
технических. В РФ насчитывается около 1300 технических вузов, еже-
годно выпускающих порядка 450 000 инженеров, конструкторов, про-
граммистов. Актуальность анализа проблем образования, его гумани-
тарной составляющей связана с тем, что наряду с потребностями в под-
готовке узких специалистов растет востребованность в «фундамен-
талистах» — специалистах, свободно ориентирующихся и адаптирую-
щихся к изменившейся социокультурной реальности, справляющихся с
лавиной новой информации, легко приспосабливающихся к техниче-
ским новинкам, ежедневно появляющимся на потребительском рынке.
Технологическая экспансия, «общение» с гаджетами разного уровня,
безличность инновационных технологий снижают уровень человече-
ского, межличностного общения. Существовавшее ранее «высокое
соприкосновение» субъектов, межчеловеческие связи, сложившиеся
в социокультурном пространстве до века господства компьютеров и
гаджетов, способствовали формированию и развитию человеческих
ценностей, без которых не существует цивилизованное общество. В
новых социокультурных условиях современное образование призва-
но не просто транслировать и закреплять имеющиеся в распоряжении
социума знания, его насущная задача — приобщение к социокуль-
турным ценностям, выработанным человечеством, обучение ориен-
тироваться, оценивать, размышлять в рамках реалий информацион-