Т.П. Малькова
10
Гуманитарный вестник
# 3·2016
Педагоги даже отмечают появление «вируса невежества» [14,
с. 125–127]. Способность концентрировать внимание на предмете изу-
чения снижается, внимание «порхает», мышление становится клипо-
вым. Хуже понимается и запоминается содержание текстов, текст как
бы сканируется, из него выхватываются детали, страдает логика вос-
приятия. «Интернет-пользователи», постоянно работающие с элек-
тронными устройствами, становятся зависимыми от них, они все чаще
испытывают стресс от отсутствия тактильного или визуального кон-
такта с компьютером (планшетом, айфоном и др.) и связи с сетью [15,
с. 2]. Некоторые молодые люди не могут оторваться от гаджетов не
только на учебном занятии, но даже в театре или консерватории, слу-
шая «Реквием» Моцарта, что удивительно для представителей другого
поколения и культуры.
Увеличивающееся время «общения» с машиной — одна из явных
дегуманизирующих тенденций «компьютерной» коммуникации. Об-
разы современных партнеров общения: виртуального друга, монито-
ра, айфона — тревожный психологический феномен. Это диктует но-
вые требования к образованию. Учебные программы в университетах
должны быть вариабельными, ориентированными на творчество,
обеспечивающими «высокое соприкосновение» студентов между
собой и с преподавателями. Не стоит экономить на спецкурсах по ис-
тории культуры, психологии, этике, эстетике, основам общения.
Культурное отчуждение студенчества от философии и других гума-
нитарных предметов чревато непредсказуемыми последствиями для
социума [16, с. 76–82].
Образование как сложившийся в веках феномен обладает антро-
пологическим смыслом. Просветительская, познавательная, развива-
ющая, коммуникативная и др. функции образования направлены на
студента, познающего первозданный и искусственно созданный тех-
нический мир, идентифицирующего свое «я», возможности и пер-
спективы личностного и карьерного роста. К сожалению, в последние
годы гуманитарная составляющая образования сокращается, умень-
шаются часы, урезаются программы. Минимизируется воспитатель-
ная функция образования, понимание «сущего» и «должного» всту-
пают в противоречие, преодолеть которое самостоятельно молодому
человеку весьма непросто. Но именно гуманитарная составляющая в
образовании студентов является важным фактором интеграции лю-
дей в мировую культуру, она обеспечивает связь поколений, способ-
ствует партнерскому общению в процессе обучения [17, с. 26].
Студенты, к сожалению, не всегда осознают себя участниками
созидания культурных ценностей в собственной стране (популяр-
ность обучения за границей, утечка талантливых «мозгов»). Суще-
ствуют образовательные модели, ориентирующиеся на подготовку