Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…
Гуманитарный вестник
# 3·2016 3
честву провальных проектов, не реализованных в социуме. Более то-
го, избыточность информационных потоков затрудняет принятие
верных решений, приводит к росту психических и физических нагру-
зок. Исследователи подсчитали, что в современном мире каждые 18
месяцев происходит удвоение информации, следовательно, при раз-
личии темпов старения знаний в разных отраслях науки, во многих
учебных дисциплинах информация перманентно обновляется. Из
этого следует, что студент за период своего обучения 3-4 раза столк-
нется с обновлением информации, трансформацией специализирован-
ных знаний. Обучающемуся в вузе студенту самостоятельно разобрать-
ся в этих процессах сложно, поэтому возрастает роль преподавателя,
наставника, партнера по отбору и классификации новой информации,
методиста, помогающего усвоению и использованию знаний.
Преподаватель со своей стороны, взаимодействуя со студентами,
в настоящее время сталкивается с низким уровнем общей культуры и
явно обозначившейся «функциональной неграмотностью» молодежи
[2, с. 16, 17]. Подготовка преподавателя, работающего в высшей
школе, также требует кардинальных изменений, учитывающих со-
временные реалии: повышение уровня профессионального и личност-
ного роста, возможность и способность ведения диалога и полилога со
студентами, коммуникативная открытость, доброжелательность, готов-
ность к партнерству, интерактивному взаимодействию [3, с. 27–33].
Конкурентоспособными странами окажутся те, которые, оценив ком-
плекс насущных образовательных проблем в техногенной цивилиза-
ции, будут вкладывать существенные бюджетные и частные средства
в поддержку соответствующего эпохе уровня образования, с четко
продуманной системой и вариативными моделями образования.
Изменяются содержание, модели и методы образования. Оно пе-
рестает ориентироваться на зубрежку, поскольку необходимая ин-
формация имеется в свободном доступе, и направляется на развитие
личности студента, его способности к творческому и оценочному
мышлению, эффективному решению возникающих проблем, своевре-
менной адаптации к меняющимся условиям бытия. Обучение становит-
ся не просто пятилетним процессом посещения учебного заведения,
заканчивающимся получением диплома, а непрерывным самосовер-
шенствованием в постоянно меняющейся среде научно-технической
реальности. Информатизация формирует новые требования к студенту,
меняется набор компетенций, на первый план выдвигается развитие
мышления, способность приобщаться не только к научно-техни-
ческой, но и гуманитарной культуре, призванной расширять круго-
зор, обучаться ведению дискуссии, развивать терпимость к культур-
ному и духовному плюрализму. Функционирование инфосферы и
протекающая в мире цифровая революция фундаментально изменили