В.Д. Вербицкая
8
вичные навыки — извлечение информации из аудио- и видеоматери-
алов или написанного текста, затем ее переработка для говорения.
Языковая личность должна обладать способностью образования но-
вых слов для возможности применения в устной речи; коммунициро-
вать с партнером в устной и письменной форме с целью обмена ин-
формацией и мнениями о вышесказанном, а также проявлять знание
социальной и культурной специфики страны коммуниканта, что
должно способствовать общению с носителями языка в соответствии
с межкультурными связями говорящего собеседника.
В основе лингводидактики лежит овладение языком и механизмами
достижения цели. Лингводидактика рассматривает инструментальность
языка и речи, т. е. закономерности построения языка, формы и функци-
ональность, понятийные категории. Язык помогает осознать действи-
тельность, а овладение вторым языком расширяет границы познания
мира, коммуникации и формирования знаний и навыков, а следователь-
но, способствует личностному интеллектуальному росту.
Преподавание любого языка тесно связано с законами лингво-
дидактики. Она рассматривает такие составляющие, как цель изучае-
мого предмета, содержание обучения, объекты процесса обучения
(преподаватель/учащийся, методы, приемы, способы изучения языка).
При изучении иностранного языка мы опираемся на его сходство
и различия с родным. Из этого следует, что изучаемый язык должен
восприниматься в целостной структуре, включающей особенности,
средства, частные явления, лингвистическое построение языка.
Лингводидактика выделяет содержание языковых форм, а именно
изучение средств и инструментов овладения языком. Вследствие это-
го развиваются методологические концепции овладения языком.
Основополагающим аспектом обучения иностранному языку яв-
ляется содержание обучения: языковой материал, языковые явления
и их взаимосвязь, речевые умения и навыки, получаемые вследствие
анализа и синтеза языкового материала.
Содержание обучения иностранному языку должно охватывать
средства и приемы обучения, исследование явлений языка, учет язы-
ковой среды, в которой проходит обучение, определение произноси-
тельного, лексического и грамматического минимумов для уровня
овладения языком.
Н.Д. Гальскова подытожила общеевропейскую систему уровней
владения языком.
1. Уровень выживания: понимание отдельных слов и предложе-
ний в устном и письменном тексте. Умение вести примитивный диа-
лог: задавать простые вопросы, отвечать на подобные. Умение доне-
сти личную информацию, оформить открытку.
2. Допороговый уровень: умение понимать простые предложения
и тексты, поддержать короткий разговор, писать сложные письма.