В.Д. Вербицкая
6
а по-английски — «it is good», т. е. грамматическая основа иностран-
ного языка отличается от родного. Для формирования правильной
иноязычной речи нужно сначала овладеть грамматическими пара-
дигмами, далее эти знания отрабатываются упражнениями, т. е. про-
исходит перекодировка родного языка в иностранный. Навыки отра-
батываются до полного понимания, а далее до автоматизма.
Параллельный процесс формирования речевой деятельности — это
овладение средствами языка, лексикой. Лексический багаж языка, его
разнообразие играют важную роль в свободе внешнего выражения мыс-
ли. Владение системой синонимов, антонимов, глагольных и отглаголь-
ных форм значительно расширяет возможности формирования речевой
деятельности. Поэтому при обучении иностранному языку в вузе хоро-
шо использовать единую тему подбора лексических единиц, чтобы сту-
денты набрали примерно одинаковую языковую базу. Тематический
подход к организации обучения иностранному языку обусловливает
подготовку коммуникантов к разговору на общую тему.
Процесс овладения языком — это развитие не только памяти, но и
языкового мышления в целом, обусловленное системным подходом.
Одним из этапов развития речевой деятельности является анализ
готового продукта на основе лексико-грамматических знаний. Ана-
лиз текста на иностранном языке с точки зрения употребления лекси-
ческих единиц и грамматических парадигм является неотъемлемой
частью формирования речи. Работа с тематическими текстами дает
возможность произвести анализ существующей формы выражения
иноязычной мысли, а также закрепить полученные лексические и
грамматические нормы иностранного языка. Наряду с анализом тек-
ста аудирование играет огромную роль в формировании речевой дея-
тельности. Аудирование развивает зрительную (при прослушивании
учащийся следит по печатной версии текста) и слуховую память,
а вследствие системной аналитической работы формируется долго-
временная.
После аналитической работы следует воспроизведение и синтез
иноязычной речи. Организация диалогов, мини-конференций, сочи-
нений, презентаций — один из важнейших этапов усвоения материа-
ла. В этих видах деятельности отражаются умения и навыки обуча-
ющихся в осуществлении речевой деятельности, когда осмысляется
каждая фраза, находится оптимальное решение выражения мысли,
формируются коммуникативные ситуации, осуществляется интел-
лектуальное и эмоциональное самовыражение [8, с. 36–38].
Обучение иностранному языку обусловлено многофакторностью
и многоаспектностью, поэтому подход должен быть комплексным.
В связи с этим рассмотрим лингводидактические аспекты обучения
иностранному языку.