Background Image
Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

В.Д. Вербицкая

6

а по-английски — «it is good», т. е. грамматическая основа иностран-

ного языка отличается от родного. Для формирования правильной

иноязычной речи нужно сначала овладеть грамматическими пара-

дигмами, далее эти знания отрабатываются упражнениями, т. е. про-

исходит перекодировка родного языка в иностранный. Навыки отра-

батываются до полного понимания, а далее до автоматизма.

Параллельный процесс формирования речевой деятельности — это

овладение средствами языка, лексикой. Лексический багаж языка, его

разнообразие играют важную роль в свободе внешнего выражения мыс-

ли. Владение системой синонимов, антонимов, глагольных и отглаголь-

ных форм значительно расширяет возможности формирования речевой

деятельности. Поэтому при обучении иностранному языку в вузе хоро-

шо использовать единую тему подбора лексических единиц, чтобы сту-

денты набрали примерно одинаковую языковую базу. Тематический

подход к организации обучения иностранному языку обусловливает

подготовку коммуникантов к разговору на общую тему.

Процесс овладения языком — это развитие не только памяти, но и

языкового мышления в целом, обусловленное системным подходом.

Одним из этапов развития речевой деятельности является анализ

готового продукта на основе лексико-грамматических знаний. Ана-

лиз текста на иностранном языке с точки зрения употребления лекси-

ческих единиц и грамматических парадигм является неотъемлемой

частью формирования речи. Работа с тематическими текстами дает

возможность произвести анализ существующей формы выражения

иноязычной мысли, а также закрепить полученные лексические и

грамматические нормы иностранного языка. Наряду с анализом тек-

ста аудирование играет огромную роль в формировании речевой дея-

тельности. Аудирование развивает зрительную (при прослушивании

учащийся следит по печатной версии текста) и слуховую память,

а вследствие системной аналитической работы формируется долго-

временная.

После аналитической работы следует воспроизведение и синтез

иноязычной речи. Организация диалогов, мини-конференций, сочи-

нений, презентаций — один из важнейших этапов усвоения материа-

ла. В этих видах деятельности отражаются умения и навыки обуча-

ющихся в осуществлении речевой деятельности, когда осмысляется

каждая фраза, находится оптимальное решение выражения мысли,

формируются коммуникативные ситуации, осуществляется интел-

лектуальное и эмоциональное самовыражение [8, с. 36–38].

Обучение иностранному языку обусловлено многофакторностью

и многоаспектностью, поэтому подход должен быть комплексным.

В связи с этим рассмотрим лингводидактические аспекты обучения

иностранному языку.