В.Д. Вербицкая
4
Например, отрабатывая произношение, студент формирует навык про-
изношения звука [ð] в английском языке, для чего впоследствии не тре-
буются усилие и напряжение и выполняется подсознательно. Для чело-
века существует отдельный вид деятельности — учебная, в которой
объединяются такие психологические функции, как восприятие, внима-
ние, память, мышление, воображение, формирующиеся в потребности.
Например, овладение иностранным языком или специальностью.
В процессе учебной деятельности студент получает способности
к самообразованию, что отличает ее от учения в принципе. У челове-
ка должны сформироваться теоретическое сознание и мышление, ко-
торые требуют специальных педагогических приемов и способов по-
строения учебной деятельности. Далее происходит усвоение содер-
жания учебного материала и его отработка: заучивание, выполнение
упражнений, анализ и создание новых видов действий. Преподава-
тель должен не только обеспечить усвоение материала конкретного
предмета, а научить студента учиться.
Преподавателю необходимо организовать учебную деятельность
как совместную работу наставника и учащегося и взаимодействие
учащихся между собой. Именно в обучении иностранному языку яр-
ко проявляется такая система работы.
Учебная деятельность разбивается на несколько этапов.
Первый этап — мотивация. В зависимости от того, присутствует
мотив у студента или нет, преподаватель выстраивает учебную дея-
тельность так, чтобы побудить студента к изучению предмета, вы-
звать интерес. Это обычно достигается с помощью проблемного обу-
чения, включения учащегося в совместную деятельность.
Второй этап — ориентировочный, т. е. студент знакомится с мате-
риалом изучения, нормами выполнения целенаправленных действий.
Третий этап — материальный, где учащийся непосредственно
выполняет действия (применительно к изучению иностранного язы-
ка): чтение, переводы, аудирование, изучение и отработка граммати-
ческих норм и т. д., а преподаватель контролирует правильность вы-
полнения этих действий.
Четвертый этап — речевой. Вовлечение учащегося в процесс
формирования устной и письменной речи, где происходит превраще-
ние предметного знакомства в словесное описание. На этом этапе и
происходит процесс интериоризации, когда внешнее становится
внутренним.
И последний, пятый, этап — процесс умственного действия, ко-
гда действие автоматизируется, становится операцией подсознатель-
ного уровня [5, c. 78–82].
Российская школа психологии, так же как и западные психологи,
исследует значение личности в учебной деятельности. Так, понятие