Background Image
Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

В.Д. Вербицкая

4

Например, отрабатывая произношение, студент формирует навык про-

изношения звука [ð] в английском языке, для чего впоследствии не тре-

буются усилие и напряжение и выполняется подсознательно. Для чело-

века существует отдельный вид деятельности — учебная, в которой

объединяются такие психологические функции, как восприятие, внима-

ние, память, мышление, воображение, формирующиеся в потребности.

Например, овладение иностранным языком или специальностью.

В процессе учебной деятельности студент получает способности

к самообразованию, что отличает ее от учения в принципе. У челове-

ка должны сформироваться теоретическое сознание и мышление, ко-

торые требуют специальных педагогических приемов и способов по-

строения учебной деятельности. Далее происходит усвоение содер-

жания учебного материала и его отработка: заучивание, выполнение

упражнений, анализ и создание новых видов действий. Преподава-

тель должен не только обеспечить усвоение материала конкретного

предмета, а научить студента учиться.

Преподавателю необходимо организовать учебную деятельность

как совместную работу наставника и учащегося и взаимодействие

учащихся между собой. Именно в обучении иностранному языку яр-

ко проявляется такая система работы.

Учебная деятельность разбивается на несколько этапов.

Первый этап — мотивация. В зависимости от того, присутствует

мотив у студента или нет, преподаватель выстраивает учебную дея-

тельность так, чтобы побудить студента к изучению предмета, вы-

звать интерес. Это обычно достигается с помощью проблемного обу-

чения, включения учащегося в совместную деятельность.

Второй этап — ориентировочный, т. е. студент знакомится с мате-

риалом изучения, нормами выполнения целенаправленных действий.

Третий этап — материальный, где учащийся непосредственно

выполняет действия (применительно к изучению иностранного язы-

ка): чтение, переводы, аудирование, изучение и отработка граммати-

ческих норм и т. д., а преподаватель контролирует правильность вы-

полнения этих действий.

Четвертый этап — речевой. Вовлечение учащегося в процесс

формирования устной и письменной речи, где происходит превраще-

ние предметного знакомства в словесное описание. На этом этапе и

происходит процесс интериоризации, когда внешнее становится

внутренним.

И последний, пятый, этап — процесс умственного действия, ко-

гда действие автоматизируется, становится операцией подсознатель-

ного уровня [5, c. 78–82].

Российская школа психологии, так же как и западные психологи,

исследует значение личности в учебной деятельности. Так, понятие