В.Д. Вербицкая
2
В главе «Самообразование» говорится о том, что люди разнятся
по индивидуальным чертам. Возраст, интересы, уровень владения
родным языком, интеллект, мотивация, уровень жизни, когнитивные
возможности — все это влияет на изучение иностранного языка. Ма-
стерство овладения вторым языком — это когда индивид находит
нужные навыки для достижения цели. Учащемуся не надо заново
изучать концепцию второго языка, так как он уже владеет концепци-
ей родного языка [2, с. 14, 15].
Bialystok и Hakuta рассматривают изучение иностранного языка
через понятия: малые, простейшие из них, как конструктор «Лего»,
складываются в блоки, образуя сложные семантические структуры,
т. е. речь состоит из отдельных значимых слов.
Наконец, авторы пишут о культуре индивидуальной и культуре в
масштабах страны. Зачем люди изучают иностранный язык? Одни
хотят путешествовать, и язык им нужен для ознакомления со стра-
нами и их культурой, другие изучают его для ведения бизнеса и по-
нимания законов иностранных государств. Изучение второго языка в
масштабах населения страны необходимо для внешней политики и
создания дружеских, равноправных торгово-экономических и куль-
турных отношений между странами. Все это мотивирует к изучению
второго языка [3, с. 12–14].
Другие западные ученые затрагивают такой аспект в изучении
иностранного языка, как индивидуальные способности к его изуче-
нию. Например, H. Giles в своей работе «Настольная книга о языке и
социальная психология» говорит о том, что индивидуальные разли-
чия и образованность очень влияют на достижения в изучении второ-
го языка. Более образованный студент понимает природу задач,
поставленных перед ним, готов к выполнению заданий преподавате-
ля, самостоятельному изучению материала, выбору успешных спосо-
бов работы по улучшению качества изучения языка [2, с. 21–23].
H. Giles обращает внимание на такой аспект, как участие родите-
лей в развитии способностей к изучению второго языка. Участие ро-
дителей в формировании интеллектуальных способностей индивида
может быть активным и пассивным. Некоторые родители с детства
дают элементы общения на втором языке, так как страна проживания
семьи может быть многоязычной, а сама она — многонациональной:
например, отец говорит на английском языке, а мать — на француз-
ском, но в семье есть единый язык общения. Однако бывает и пас-
сивное или негативное отношение родителей к изучению их детьми
второго языка, например: родители говорят, что это напрасная трата
времени, или не хотят материально и интеллектуально вкладываться
в развитие способностей ребенка. Так, индивидуальные способности
человека к изучению иностранного языка могут существенно разли-
чаться.