Психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения…
3
В связи с вышеизложенным Е. Bialystok предложила стратегиче-
скую модель изучения иностранного языка, которая рассчитана на
индивидуальные различия в достижении успеха в обучении, прини-
мающую во внимание умения, навыки и компетентность индивидуу-
ма. Модель предполагает четыре уровня освоения языка, дающие
возможность совершенствоваться в обучении.
Первый уровень связан с лингвистическими понятиями: произ-
ношение, лингвистические структуры, семантическое строение пред-
ложений и т. д.
Второй уровень — функциональное участие: общение с носите-
лями языка, просмотр фильмов, аудирование и т. д.
Третий уровень — мониторинг, связанный с конечным продук-
том, т. е. тестирование готовых знаний, умений и навыков.
Четвертый уровень — непосредственная практика, т. е. общение,
переводы, поведение студента в иноязычной среде [4, с. 18, 19, 21].
Российская психологическая школа не выделяет знания, умения и
навыки по овладению иностранным языком в отдельный аспект обу-
чения. Изучение иностранного языка — это один из видов деятельно-
сти любого обучающегося, в том числе и студентов вузов.
Профессор кафедры прикладной педагогики МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана Сергей Дмитриевич Смирнов изложил в своем учебнике «Пси-
хология и педагогика для преподавателей высшей школы» основные
психолого-педагогические аспекты подхода к обучению студентов в
вузах.
Итак, изучение любого предмета субъектом — это вид деятель-
ности, который обусловлен взаимодействием с внешним миром и
направлен на освоение новых предметов и включение внешнего мира
в деятельностные отношения [5, c. 69–75].
Природа деятельности заключается в том, что самостоятельно
человек не может открыть ее новые формы, для этого нужна переда-
ча знаний, умений и навыков от более образованных людей (препо-
давателей). Они включают учащихся в совместную деятельность,
в ходе которой формируются знания, умения, навыки, способности,
мотивы и т. д.
Деятельность — это не реакция организма, а четко спланирован-
ные действия, предполагающие поставленную цель, мотив, планиро-
вание, осуществление и анализ полученного результата. В ходе дея-
тельности происходит познание и преобразование внешнего мира во
внутренний. Деятельность способствует процессу интериоризации,
т. е. переводу форм внешнего мира во внутренний план человека,
что, в общем, является целью обучения личности.
Деятельность складывается из действий, которые могут превратить-
ся в операции, т. е. в то, что делается человеком подсознательно.