Background Image
Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения…

3

В связи с вышеизложенным Е. Bialystok предложила стратегиче-

скую модель изучения иностранного языка, которая рассчитана на

индивидуальные различия в достижении успеха в обучении, прини-

мающую во внимание умения, навыки и компетентность индивидуу-

ма. Модель предполагает четыре уровня освоения языка, дающие

возможность совершенствоваться в обучении.

Первый уровень связан с лингвистическими понятиями: произ-

ношение, лингвистические структуры, семантическое строение пред-

ложений и т. д.

Второй уровень — функциональное участие: общение с носите-

лями языка, просмотр фильмов, аудирование и т. д.

Третий уровень — мониторинг, связанный с конечным продук-

том, т. е. тестирование готовых знаний, умений и навыков.

Четвертый уровень — непосредственная практика, т. е. общение,

переводы, поведение студента в иноязычной среде [4, с. 18, 19, 21].

Российская психологическая школа не выделяет знания, умения и

навыки по овладению иностранным языком в отдельный аспект обу-

чения. Изучение иностранного языка — это один из видов деятельно-

сти любого обучающегося, в том числе и студентов вузов.

Профессор кафедры прикладной педагогики МГТУ им. Н.Э. Бау-

мана Сергей Дмитриевич Смирнов изложил в своем учебнике «Пси-

хология и педагогика для преподавателей высшей школы» основные

психолого-педагогические аспекты подхода к обучению студентов в

вузах.

Итак, изучение любого предмета субъектом — это вид деятель-

ности, который обусловлен взаимодействием с внешним миром и

направлен на освоение новых предметов и включение внешнего мира

в деятельностные отношения [5, c. 69–75].

Природа деятельности заключается в том, что самостоятельно

человек не может открыть ее новые формы, для этого нужна переда-

ча знаний, умений и навыков от более образованных людей (препо-

давателей). Они включают учащихся в совместную деятельность,

в ходе которой формируются знания, умения, навыки, способности,

мотивы и т. д.

Деятельность — это не реакция организма, а четко спланирован-

ные действия, предполагающие поставленную цель, мотив, планиро-

вание, осуществление и анализ полученного результата. В ходе дея-

тельности происходит познание и преобразование внешнего мира во

внутренний. Деятельность способствует процессу интериоризации,

т. е. переводу форм внешнего мира во внутренний план человека,

что, в общем, является целью обучения личности.

Деятельность складывается из действий, которые могут превратить-

ся в операции, т. е. в то, что делается человеком подсознательно.