Психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения…
5
«индивид» рассматривают как целостность физической, биохимиче-
ской, соматической индивидуальностей, а также характера, присущего
конкретному учащемуся, — все это формирует личность.
В отличие от западных психологов, С.Д. Смирнов считает, что бо-
лее высокие индивидуальные показатели личности могут и не внести
весомый вклад в учебную деятельность. Но в передаче знаний, умений
и навыков большую роль играет принцип равноправия, уважительного
отношения к каждой личности как равноправному партнеру в сов-
местной учебной деятельности, выстроенной преподавателем.
Вот общие психологические аспекты применительно к учебной
деятельности в общем, которые можно приложить к изучению ино-
странного языка в конкретном случае.
Ниже мы рассмотрим конкретные педагогические аспекты при-
менительно к изучению иностранного языка в вузах.
Итогом обучения иностранному языку в вузах должна быть рече-
вая деятельность как письменная, так и устная. В результате обуче-
ния должна сложиться речевая компетенция.
Процесс порождения и продуцирования речи разбивается на про-
граммирование высказывания, а для этого нужна лексико-граммати-
ческая база.
Подход к развитию речевых навыков должен быть систематиче-
ским. Формирование речи осуществляется в результате анализа и син-
теза языковых средств (фонетических, лексических, грамматических).
Механическое заучивание и копирование языковых средств, как оказа-
лось, не приносит значительных результатов. Популярная в 1990-х гг.
методика механического заучивания языка по кассетам не дала много-
образного использования речевых парадигм: обучающийся оказывает-
ся не готов к живой, активной речевой деятельности. Коммуникатив-
ная компетенция складывается только из системного, поступательного
и сбалансированного развития речевых навыков [6, с. 32–35].
При организации коммуникативного акта говорящий и адресант
должны обладать примерно одинаковыми знаниями и компетентно-
стью в воспроизведении иноязычной речи. Поэтому в вузе на первом
и втором курсах преподавателю необходимо привести знания, уме-
ния и навыки учащихся к «единому знаменателю», т. е. среднему
уровню, и стараться, чтобы этот уровень стал достаточно продвину-
тым. Нужно привести внутреннюю речь и внешнее ее проявление к
полноценной свободе выражения, что зависит от степени владения
системой языка.
Системный подход к изучению иностранного языка формирует
долговременные аналитико-синтетические и причинно-следственные
связи, способствующие развитию речи [7, c. 31–39].
Для формирования высказывания необходима опора на грамма-
тическую основу языка. Например, по-русски мы говорим «хорошо»,