Background Image
 1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

1

УДК 802.0

Психолого-педагогические и лингводидактические

аспекты обучения иностранным языкам

в неязыковых вузах

© В.Д. Вербицкая

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения

иностранным языкам. Российская школа изучает такие особенности процесса

обучения, как учебная деятельность. Организация процесса обучения в российских

вузах рассчитана на студентов с совершенно разными умениями и навыками.

Лингводидактика формирует научную базу для создания оптимальных методов

обучения иностранным языкам.

Ключевые слова:

психолого-педагогические аспекты, лингводидактические аспек-

ты, учебная деятельность, интериоризация.

Прежде всего, в изучении психолого-педагогических аспектов

обучения иностранному языку хочется рассмотреть несколько точек

зрения, которые помогли бы раскрыть в полной мере глубину под-

хода к изучению иностранного языка в неязыковых вузах.

Просмотрев работы западных специалистов по данной теме,

можно сделать вывод, что к проблемам изучения иностранного языка

они подходят с точки зрения изучения второго языка.

Особенности изучения второго языка зависят от многих жизнен-

ных обстоятельств и причин. Например, ученые Стэндфордского

университета Е. Bialystok и К. Hakuta строят свою книгу «Наука и

психология овладения вторым языком» на пяти аспектах: язык, мозг,

интеллект, самообразование, культура [1, с. 32–34].

Много лет овладение иностранным языком на индивидуальном и

социальном уровнях является предметом споров. Исследования на эту

тему проводили лингвисты, психологи и другие ученые. Авторы книги

отмечают, что выделенные ими аспекты игнорировались долгое время.

Например, они поставили вопрос: может ли ученик, которому плохо

даются физика или алгебра, успешно изучать иностранный язык?

То есть как задействовать интеллектуальные способности

индивида

в

изучении иностранного языка. Как отмечают Bialystok и Hakuta,

именно такие учащиеся способны овладеть вторым языком, потому

что этот процесс предполагает практические навыки наряду с изуче-

нием теории. Авторы также обращают внимание на то, что глубина

знания родного языка влияет на степень продвинутого изучения ино-

странного.