Психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения…
7
Лингводидактика призвана создать объективную научную базу
для формирования подходящих методов обучения иностранным язы-
кам, описания механизмов усвоения языка, управления процессами
обучения.
В учебнике «Теория обучения иностранным языкам» Н.Д. Галь-
скова и Н.И. Гез отмечают, что особенность лингводидактики в том,
что она должна быть основана на «философии языка, лингвистики,
психологии, теории межкультурной коммуникации, теории овладе-
ния вторым языком, психолингвистики и др. …».
Лингводидактика направлена на формирование языковой лично-
сти, т. е. учитывает индивидуальные особенности, уровень овладения
родным языком, а на основе этого — вторым языком, способность
коммуницировать с носителями языка, овладение межкультурными
знаниями и навыками.
Лингводидактический подход обусловлен целями обучения:
формирование коммуникативной компетенции, развитие межкуль-
турных знаний и способности взаимодействия в условиях межкуль-
турного общения.
Одним из лингводидактических аспектов подхода к обучению
иностранным языкам является формирование коммуникативной ком-
петенции, включающей в себя лингвистическую, при которой ком-
муникант способен пользоваться лексико-терминологическими еди-
ницами, осуществлять грамматические и синтаксические построения
в речи и т. д.
Коммуникативная компетенция также включает в себя социо-
культурную, т. е. знание географических, исторических и культурных
особенностей страны, что должно отражаться в построении речевого
поведения в процессе коммуникации. В состав коммуникативной
компетенции входит и стратегическая, которая означает умение ком-
пенсировать недостаток знаний в процессе речи заменой словоформ
и построить речевую ситуацию на семантических синонимах, упро-
стить грамматическое построение предложений.
В связи с этим коммуникативная компетенция достигается по-
этапностью и поступательностью обучения. На начальном этапе пре-
подаватель дает языковой минимум: описание исходных лексических
единиц, начальных грамматических конструкций; формирование ак-
тивного и пассивного словаря, начальное сопоставление всех форм
родного языка и иностранного. Позднее происходит углубление обу-
чения иностранному языку по всем аспектам: семантическому, син-
таксическому, грамматическому и фонетическому. Другими словами,
обучение должно придерживаться принципа градации языкового ма-
териала [7, c. 81–88].
В процессе обучения должна формироваться языковая личность,
обладающая способностями анализа получаемого материала. Пер-