Background Image
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения…

7

Лингводидактика призвана создать объективную научную базу

для формирования подходящих методов обучения иностранным язы-

кам, описания механизмов усвоения языка, управления процессами

обучения.

В учебнике «Теория обучения иностранным языкам» Н.Д. Галь-

скова и Н.И. Гез отмечают, что особенность лингводидактики в том,

что она должна быть основана на «философии языка, лингвистики,

психологии, теории межкультурной коммуникации, теории овладе-

ния вторым языком, психолингвистики и др. …».

Лингводидактика направлена на формирование языковой лично-

сти, т. е. учитывает индивидуальные особенности, уровень овладения

родным языком, а на основе этого — вторым языком, способность

коммуницировать с носителями языка, овладение межкультурными

знаниями и навыками.

Лингводидактический подход обусловлен целями обучения:

формирование коммуникативной компетенции, развитие межкуль-

турных знаний и способности взаимодействия в условиях межкуль-

турного общения.

Одним из лингводидактических аспектов подхода к обучению

иностранным языкам является формирование коммуникативной ком-

петенции, включающей в себя лингвистическую, при которой ком-

муникант способен пользоваться лексико-терминологическими еди-

ницами, осуществлять грамматические и синтаксические построения

в речи и т. д.

Коммуникативная компетенция также включает в себя социо-

культурную, т. е. знание географических, исторических и культурных

особенностей страны, что должно отражаться в построении речевого

поведения в процессе коммуникации. В состав коммуникативной

компетенции входит и стратегическая, которая означает умение ком-

пенсировать недостаток знаний в процессе речи заменой словоформ

и построить речевую ситуацию на семантических синонимах, упро-

стить грамматическое построение предложений.

В связи с этим коммуникативная компетенция достигается по-

этапностью и поступательностью обучения. На начальном этапе пре-

подаватель дает языковой минимум: описание исходных лексических

единиц, начальных грамматических конструкций; формирование ак-

тивного и пассивного словаря, начальное сопоставление всех форм

родного языка и иностранного. Позднее происходит углубление обу-

чения иностранному языку по всем аспектам: семантическому, син-

таксическому, грамматическому и фонетическому. Другими словами,

обучение должно придерживаться принципа градации языкового ма-

териала [7, c. 81–88].

В процессе обучения должна формироваться языковая личность,

обладающая способностями анализа получаемого материала. Пер-