Background Image
Previous Page  16 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 19 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

16

необходимым экономическим ресурсам для той части инженерного

корпуса, которая обладает инициативой, необходимой для осуществ-

ления новой индустриализации, но и эту задачу решить возможно,

если опереться на достаточно мощные государственные корпорации.

Однако без изменения духовных установок, мотивов деятельно-

сти и ценностных ориентаций участников процесса достичь желае-

мых результатов невозможно. Наверное, было бы наивно в совре-

менных условиях говорить о бескорыстном служении некой «вели-

кой цели», но и надеяться на то, что люди, ориентированные на чисто

материальные ценности и преследующие эгоистические интересы,

смогут стать источником развития страны тоже бесперспективно.

Христианские культуры содержат в себе идею жертвенной любви

как высшей ценности. Подвиг Христа — культурный образец, который

в конечном счете определяет восприятие и оценку любой человеческой

деятельности. Советская идеология, отрицая религию, тем не менее,

бессознательно наследовала и органически впитывала этот христиан-

ский, по своим истокам, культурный код. Она требовала жертвенности

и самоотречения в деле служения идеалам коммунизма.

Светский гуманизм в этом смысле оказался ущербным, так как

требовал от элиты постоянно и напряженно подавать пример во многом

аскетичного служения идеалам без опоры на высший, божественный

авторитет. Поздняя советская элита с этой миссией служения не спра-

вилась и спровоцировала разочарование в самих идеалах. Она во мно-

гом повторила в исторически короткие сроки то, что к 1917 г. произо-

шло в нашей стране с идеалами православия. Любая «вера» остывает и

остывает сначала в высших слоях общества, а затем и в низах. Но она не

умирает, а продолжает жить в каком-то виде и требовать импульса для

возрождения на новом этапе и в новой форме. Как, несмотря на репрес-

сии и преследования, не погибло православие, так и советские ценности

сохраняют жизнеспособность в глубине общественного сознания. Но

если православие, являясь религиозным учением, может и даже должно

настаивать на неизменности форм своего вероучения, то «светская ве-

ра», идеология могут сохранить свои базовые устои и ценности, только

меняясь в соответствии с требованиями времени и на основе исправле-

ния прежних ошибок.

Советская система ценностей возникла и складывалась на основе

двух мощных процессов — внедрения в общественное сознание

марксистско-ленинской идеологии и живого творчества масс. Ценно-

сти всегда носят иерархичный и системный характер. В советской

системе ценностей можно условно выделить собственно советские

ценности и советские модификации укорененных глубинных ценно-

стей русского культурного кода. Если идея коммунизма — «образ

светлого будущего» — была, безусловно, светской, рациональной и