В.В. Легчилин
16
необходимым экономическим ресурсам для той части инженерного
корпуса, которая обладает инициативой, необходимой для осуществ-
ления новой индустриализации, но и эту задачу решить возможно,
если опереться на достаточно мощные государственные корпорации.
Однако без изменения духовных установок, мотивов деятельно-
сти и ценностных ориентаций участников процесса достичь желае-
мых результатов невозможно. Наверное, было бы наивно в совре-
менных условиях говорить о бескорыстном служении некой «вели-
кой цели», но и надеяться на то, что люди, ориентированные на чисто
материальные ценности и преследующие эгоистические интересы,
смогут стать источником развития страны тоже бесперспективно.
Христианские культуры содержат в себе идею жертвенной любви
как высшей ценности. Подвиг Христа — культурный образец, который
в конечном счете определяет восприятие и оценку любой человеческой
деятельности. Советская идеология, отрицая религию, тем не менее,
бессознательно наследовала и органически впитывала этот христиан-
ский, по своим истокам, культурный код. Она требовала жертвенности
и самоотречения в деле служения идеалам коммунизма.
Светский гуманизм в этом смысле оказался ущербным, так как
требовал от элиты постоянно и напряженно подавать пример во многом
аскетичного служения идеалам без опоры на высший, божественный
авторитет. Поздняя советская элита с этой миссией служения не спра-
вилась и спровоцировала разочарование в самих идеалах. Она во мно-
гом повторила в исторически короткие сроки то, что к 1917 г. произо-
шло в нашей стране с идеалами православия. Любая «вера» остывает и
остывает сначала в высших слоях общества, а затем и в низах. Но она не
умирает, а продолжает жить в каком-то виде и требовать импульса для
возрождения на новом этапе и в новой форме. Как, несмотря на репрес-
сии и преследования, не погибло православие, так и советские ценности
сохраняют жизнеспособность в глубине общественного сознания. Но
если православие, являясь религиозным учением, может и даже должно
настаивать на неизменности форм своего вероучения, то «светская ве-
ра», идеология могут сохранить свои базовые устои и ценности, только
меняясь в соответствии с требованиями времени и на основе исправле-
ния прежних ошибок.
Советская система ценностей возникла и складывалась на основе
двух мощных процессов — внедрения в общественное сознание
марксистско-ленинской идеологии и живого творчества масс. Ценно-
сти всегда носят иерархичный и системный характер. В советской
системе ценностей можно условно выделить собственно советские
ценности и советские модификации укорененных глубинных ценно-
стей русского культурного кода. Если идея коммунизма — «образ
светлого будущего» — была, безусловно, светской, рациональной и