Background Image
Previous Page  13 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 15 Next Page
Page Background

Идеология неолиберализма в России: последствия и перспективы

13

стал знаменем либерального разрушения страны и нации. И это тоже

понятно: кому же нужен орган, концентрирующий в себе общенацио-

нальные интересы и идеологемы социально ориентированной полити-

ки, взыскующий за содеянное и ставящий пределы беспределу, начи-

ная с олигархического и властно-номенклатурного и кончая крими-

нальным. Требуется либеральное «государство-минимум», вся цен-

ность которого в том и заключается, что его почти нет, а потому нет и

органа, выстраивающего политику социального баланса интересов

всех классов и слоев общества, социально обязывающего и нацио-

нально мобилизующего, способного защитить нацию в ее истории.

Это по-новому решает проблему соотношения государства и струк-

тур гражданского общества, но в любом случае ставит под сомнение

либеральную теорию их самодостаточности в современной истории.

Реальная история, и особенно опыт новейшего либерального реформи-

рования российского общества, однозначно свидетельствует о том, что

стабильное и единое гражданское общество не может существовать

иначе, как в качестве партнера единого и стабильного государства. Там,

где мало государства, оказывается мало и гражданского общества, и

связанных с ним гражданской активности и культуры гражданского

участия в делах общества и государства. Место государства занимает от

его имени действующая бюрократия, а место структур гражданского

общества — финансовая и политическая олигархия, действующая от

имени и под видом гражданского общества в своих собственных инте-

ресах. «Те, кто разрушают государство, делают проблематичным само

существование гражданского общества, нуждающегося в поддержке со

стороны государственной инфраструктуры даже в том случае, когда оно

давно сформировано» [6, c. 79].

Все сказанное приобретает особое значение для России, которая,

в отличие от Запада, имеет дополнительные ментальные источники и

самого понятия, и чувства гражданственности, гражданской морали и

гражданской мобилизации. Существуют всевозможные научные

школы, специализирующиеся на количественной оцифровке значи-

мости разных ценностей социокультурных сред. Все они в отноше-

нии России сходятся в том, что ее ценностный облик разительно от-

личается от ценностного облика Запада. Несмотря на западническую

идеологическую инверсию 1990-х гг., аксиологически Россия идет по

прямо противоположному по отношению к Западу пути. Происходя-

щие в ней на ценностном уровне процессы можно определить как

ретрадиционализм

и

реколлективизм

. И в этом отношении Россия

опять-таки, как это и было всегда исторически, предлагает миру

аксиологическую альтернативу. Другое дело, что идеологически с по-

зиции политических элит российская альтернативность пока еще четко

не артикулируется. Но вопрос об артикуляции новой идеологии

России, по-видимому, дело времени.

Восстановление традиций и преодоление гипертрофированной

секулярности не означает архаизации и «нового средневековья». Речь