Идеология неолиберализма в России: последствия и перспективы
13
стал знаменем либерального разрушения страны и нации. И это тоже
понятно: кому же нужен орган, концентрирующий в себе общенацио-
нальные интересы и идеологемы социально ориентированной полити-
ки, взыскующий за содеянное и ставящий пределы беспределу, начи-
ная с олигархического и властно-номенклатурного и кончая крими-
нальным. Требуется либеральное «государство-минимум», вся цен-
ность которого в том и заключается, что его почти нет, а потому нет и
органа, выстраивающего политику социального баланса интересов
всех классов и слоев общества, социально обязывающего и нацио-
нально мобилизующего, способного защитить нацию в ее истории.
Это по-новому решает проблему соотношения государства и струк-
тур гражданского общества, но в любом случае ставит под сомнение
либеральную теорию их самодостаточности в современной истории.
Реальная история, и особенно опыт новейшего либерального реформи-
рования российского общества, однозначно свидетельствует о том, что
стабильное и единое гражданское общество не может существовать
иначе, как в качестве партнера единого и стабильного государства. Там,
где мало государства, оказывается мало и гражданского общества, и
связанных с ним гражданской активности и культуры гражданского
участия в делах общества и государства. Место государства занимает от
его имени действующая бюрократия, а место структур гражданского
общества — финансовая и политическая олигархия, действующая от
имени и под видом гражданского общества в своих собственных инте-
ресах. «Те, кто разрушают государство, делают проблематичным само
существование гражданского общества, нуждающегося в поддержке со
стороны государственной инфраструктуры даже в том случае, когда оно
давно сформировано» [6, c. 79].
Все сказанное приобретает особое значение для России, которая,
в отличие от Запада, имеет дополнительные ментальные источники и
самого понятия, и чувства гражданственности, гражданской морали и
гражданской мобилизации. Существуют всевозможные научные
школы, специализирующиеся на количественной оцифровке значи-
мости разных ценностей социокультурных сред. Все они в отноше-
нии России сходятся в том, что ее ценностный облик разительно от-
личается от ценностного облика Запада. Несмотря на западническую
идеологическую инверсию 1990-х гг., аксиологически Россия идет по
прямо противоположному по отношению к Западу пути. Происходя-
щие в ней на ценностном уровне процессы можно определить как
ретрадиционализм
и
реколлективизм
. И в этом отношении Россия
опять-таки, как это и было всегда исторически, предлагает миру
аксиологическую альтернативу. Другое дело, что идеологически с по-
зиции политических элит российская альтернативность пока еще четко
не артикулируется. Но вопрос об артикуляции новой идеологии
России, по-видимому, дело времени.
Восстановление традиций и преодоление гипертрофированной
секулярности не означает архаизации и «нового средневековья». Речь