Background Image
Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

О некоторых проблемах государственного суверенитета России

7

следние десятилетия. Это в большой степени объясняется богатством

природных ресурсов, находящихся на нашей территории. Однако это

далеко не все. Аппетиты возбуждаются также тем, что сегодня рос-

сийское пространство воспринимается как «пустое». И речь здесь —

не о степени его экономического освоения или неосвоения. Причина

даже не в географической малодоступности и не в климатических

особенностях. Пространство «пусто» с точки зрения проекта, смысла

существования. Оно

идеологически «безыдейное».

А насчет такого пустого пространства замечательно высказался

известный английский социолог З. Бауман в книге «Текучая совре-

менность». Он сказал следующее: «Пустое пространство является

призывом к действию и упреком лентяям. Оно ждет своего завоева-

теля» [3, c. 124]. Отсюда и агрессия. Потому что именно смыслы, а

точнее — Идея, лежат в основании власти. Именно идеи движут мас-

сами, становятся политической силой и, в конечном счете, составля-

ют фундамент крепкой государственности. Российское пространство,

будучи на сегодня «безыдейным», тем самым автоматически стано-

вится ничейным.

И действительно, государство Российское стояло крепко в те пери-

оды своей бурной истории, когда оформлялись цель и проект его суще-

ствования, как правило, выходящие за пределы узко национальной си-

туации. Московская Русь крепилась не только «грозою» царя и страхом

опричнины, она была наполнена собственным смыслом — собиранием

земель и народов для спасения в лоне истинной веры. Пространство не

было пустым, оно пребывало под напряженным током Идеи.

Что касается петровской эпохи, то России было предложено но-

вое бытие — бытие империи, но при этом не был выработан и заяв-

лен

самостоятельный новаторский проект

этого состояния. В ре-

зультате Россия фактически стала «подпространством» Европы,

периферией ее цивилизации.

К тому же Петр I заимствовал европейскую цивилизационную

идею, которая к тому времени уже преодолела имперскую матрицу,

данную ей Римом, и находилась в процессе формирования модели

государства-нации. Но империя и государство-нация — это фундамен-

тально разные явления. Национальное государство создается в рамках

прочной политической формулы, которая опирается на прагматически

ориентированного гражданина, укорененного в личной частной соб-

ственности. Его динамика — столкновения и конфликты внутри граж-

данского общества. Его фундамент — власть как

potestas

, как публич-

ная политическая сила, как борьба интересов разных слоев.

Империя же — изначально сверхтерриториальна и основывается

на идейном принципе. Основа ее динамики — могущество, духовная

мощь, власть как

imperium

. Для империи характерны мессианизм и