О некоторых проблемах государственного суверенитета России
7
следние десятилетия. Это в большой степени объясняется богатством
природных ресурсов, находящихся на нашей территории. Однако это
далеко не все. Аппетиты возбуждаются также тем, что сегодня рос-
сийское пространство воспринимается как «пустое». И речь здесь —
не о степени его экономического освоения или неосвоения. Причина
даже не в географической малодоступности и не в климатических
особенностях. Пространство «пусто» с точки зрения проекта, смысла
существования. Оно
идеологически «безыдейное».
А насчет такого пустого пространства замечательно высказался
известный английский социолог З. Бауман в книге «Текучая совре-
менность». Он сказал следующее: «Пустое пространство является
призывом к действию и упреком лентяям. Оно ждет своего завоева-
теля» [3, c. 124]. Отсюда и агрессия. Потому что именно смыслы, а
точнее — Идея, лежат в основании власти. Именно идеи движут мас-
сами, становятся политической силой и, в конечном счете, составля-
ют фундамент крепкой государственности. Российское пространство,
будучи на сегодня «безыдейным», тем самым автоматически стано-
вится ничейным.
И действительно, государство Российское стояло крепко в те пери-
оды своей бурной истории, когда оформлялись цель и проект его суще-
ствования, как правило, выходящие за пределы узко национальной си-
туации. Московская Русь крепилась не только «грозою» царя и страхом
опричнины, она была наполнена собственным смыслом — собиранием
земель и народов для спасения в лоне истинной веры. Пространство не
было пустым, оно пребывало под напряженным током Идеи.
Что касается петровской эпохи, то России было предложено но-
вое бытие — бытие империи, но при этом не был выработан и заяв-
лен
самостоятельный новаторский проект
этого состояния. В ре-
зультате Россия фактически стала «подпространством» Европы,
периферией ее цивилизации.
К тому же Петр I заимствовал европейскую цивилизационную
идею, которая к тому времени уже преодолела имперскую матрицу,
данную ей Римом, и находилась в процессе формирования модели
государства-нации. Но империя и государство-нация — это фундамен-
тально разные явления. Национальное государство создается в рамках
прочной политической формулы, которая опирается на прагматически
ориентированного гражданина, укорененного в личной частной соб-
ственности. Его динамика — столкновения и конфликты внутри граж-
данского общества. Его фундамент — власть как
potestas
, как публич-
ная политическая сила, как борьба интересов разных слоев.
Империя же — изначально сверхтерриториальна и основывается
на идейном принципе. Основа ее динамики — могущество, духовная
мощь, власть как
imperium
. Для империи характерны мессианизм и