Background Image
Previous Page  11 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 14 Next Page
Page Background

О некоторых проблемах государственного суверенитета России

11

Вот почему идея тотальной деидеологизации — опасная утопия,

так как на самом деле процессы, которые навязываются такой идеей,

завершаются либо тотальной хаотизацией, либо банальной переидео-

логизацией общества и его сознания. Все процессы с приставкой

«де» — деидеологизация, деполитизация, десакрализация… — это

разные варианты «игр на понижение» и прежде всего — на пониже-

ние роли духовных факторов в жизни общества. И их главное пред-

назначение не должно вызывать никаких иллюзий: превратить нацию

в ценностно-неприкаянную массу людей, выпавшую из националь-

ной культурной и исторической традиции, а потому тяготящуюся

всей системой ценностей национальной идентичности. По большому

счету, сознание человека вообще не терпит пустоты, так как всякое

умаление одной системы ценностей неизбежно будет приводить и

приводит к усилению другой — иной — идеологии. И весь вопрос в

связи с этим заключается лишь в том, какая идеология заполнит эту

пустоту, образовавшуюся после краха вненациональных идеологем.

Ведь то, что сложилось в результате беспрецедентного погрома

идеологического пространства России, лишено признаков нормаль-

ной духовной жизни. В самом деле, что представляет из себя совре-

менная Россия с точки зрения доминирующего в ней идейно-

мотивационного начала? Это мир посткоммунистического секуляр-

ного атеизма, руководимого

радикальной версией неолиберализма

,

сросшегося в «братских объятиях» с абсолютным морально-

ценностным релятивизмом. Духовная пустыня, вычищенная хаосом

ценностного беспредела — жизнь на крайнем острие крайне бедного

сознания, если чем и воодушевляемая, то только крайностями потре-

бительского существования.

Я потребляю, следовательно, суще-

ствую.

И чем больше я потребляю, тем больше я — человек. Жалкая

картина, воистину достойная сострадания! И ее легко создать в том

обществе, которое лишают национально идентификационных основ

существования в истории и, следовательно, самой истории, где глав-

ным идентификационно значимым свойством для человека становит-

ся не его история, не его культура, не его духовность, а то, что, как и

сколько он потребляет.

Но надо признать, что в таком своем качестве общество стано-

вится чрезвычайно удобным для проведения любых реформ, любой

приватизации любыми средствами и любой социальной ценой. Для

навязывания любых целей, ценностей и смыслов бытия, вплоть до

разрушающих сами его основы. В таких условиях идея деидеологи-

зации легко превращается в идеологию духовного разоружения

нации. Идея деидеологизации общества, по сути, оказалась ложной и

чрезвычайно разрушительной, так как навязала обществу отказ от