О некоторых проблемах государственного суверенитета России
11
Вот почему идея тотальной деидеологизации — опасная утопия,
так как на самом деле процессы, которые навязываются такой идеей,
завершаются либо тотальной хаотизацией, либо банальной переидео-
логизацией общества и его сознания. Все процессы с приставкой
«де» — деидеологизация, деполитизация, десакрализация… — это
разные варианты «игр на понижение» и прежде всего — на пониже-
ние роли духовных факторов в жизни общества. И их главное пред-
назначение не должно вызывать никаких иллюзий: превратить нацию
в ценностно-неприкаянную массу людей, выпавшую из националь-
ной культурной и исторической традиции, а потому тяготящуюся
всей системой ценностей национальной идентичности. По большому
счету, сознание человека вообще не терпит пустоты, так как всякое
умаление одной системы ценностей неизбежно будет приводить и
приводит к усилению другой — иной — идеологии. И весь вопрос в
связи с этим заключается лишь в том, какая идеология заполнит эту
пустоту, образовавшуюся после краха вненациональных идеологем.
Ведь то, что сложилось в результате беспрецедентного погрома
идеологического пространства России, лишено признаков нормаль-
ной духовной жизни. В самом деле, что представляет из себя совре-
менная Россия с точки зрения доминирующего в ней идейно-
мотивационного начала? Это мир посткоммунистического секуляр-
ного атеизма, руководимого
радикальной версией неолиберализма
,
сросшегося в «братских объятиях» с абсолютным морально-
ценностным релятивизмом. Духовная пустыня, вычищенная хаосом
ценностного беспредела — жизнь на крайнем острие крайне бедного
сознания, если чем и воодушевляемая, то только крайностями потре-
бительского существования.
Я потребляю, следовательно, суще-
ствую.
И чем больше я потребляю, тем больше я — человек. Жалкая
картина, воистину достойная сострадания! И ее легко создать в том
обществе, которое лишают национально идентификационных основ
существования в истории и, следовательно, самой истории, где глав-
ным идентификационно значимым свойством для человека становит-
ся не его история, не его культура, не его духовность, а то, что, как и
сколько он потребляет.
Но надо признать, что в таком своем качестве общество стано-
вится чрезвычайно удобным для проведения любых реформ, любой
приватизации любыми средствами и любой социальной ценой. Для
навязывания любых целей, ценностей и смыслов бытия, вплоть до
разрушающих сами его основы. В таких условиях идея деидеологи-
зации легко превращается в идеологию духовного разоружения
нации. Идея деидеологизации общества, по сути, оказалась ложной и
чрезвычайно разрушительной, так как навязала обществу отказ от