С.А. Соболева
12
национально ориентированной идеологии в пользу идеологии распо-
ясавшегося индивидуализма. Именно его распространение на постсо-
ветском пространстве стало идейно-теоретическим источником мас-
совой легитимации асоциальных практик и ментальным основанием
для демонтажа всей системы социальной мобилизации.
Так называемым «реформаторам» было хорошо известно, что та-
кая идеология легко превращается в индивидуализм ни с чем не свя-
занных, а потому и национально безответственных, мигрантов, без
особых усилий кочующих по культурной и политической карте мира.
И не просто легко меняющих Отечество, но и в нем откровенно и
агрессивно противостоящих, всем базовым ценностям национальной
идентичности, разрушая их как главное препятствие на пути реализа-
ции интересов своего оголтелого «Я». Тем самым либеральный пере-
ворот августа 1991 г. с помощью идеологии безграничного либерализ-
ма добился решения двух взаимосвязанных и в своих исторических
итогах чрезвычайно разрушительных задач: с одной стороны, легити-
мации повальной коррупции, гражданской безответственности и стяжа-
тельского инстинкта, возведенного в ранг новой религии, а с другой —
тотальной борьбы против всех форм коллективной идентичности.
Каков же социальный, политический, антропологический и, глав-
ное, выражающий их сущность
идеологический
итог? Под видом ра-
венства всех истин, всех ценностей и моральных императивов, под
давлением принципа уравнивающего плюрализма и беспринципной,
безмерной толерантности общество было втянуто в состояние, близ-
кое к нравственному помешательству, лишено духовных и идеологи-
ческих приоритетов. А если таковых нет, то не только все возможно,
но и отсутствуют центры для консолидации общества, оно социально
атомизируется и распадается. Вопрос о народном, национальном, по-
литическом или государственном суверенитете тем самым переходит
в разряд неактуальных. В этом смысле либеральная идеология пре-
тендует на странный статус — быть идеологией разложения всех об-
ществ до уровня несвязанного одноклеточного состояния.
С учетом трагических итогов векового искушения ценностями
национально анонимного и безосновного бытия в истории есть все ос-
нования рассчитывать на то, что образовавшуюся духовную и аксиоло-
гическую пустоту заполнит идеология национального возрождения
России как великой исторической северной державы. Она должна стать
базой, надстраивающей над собой и форматирующей под себя любые
другие идеологические проявления и процессы в обществе — любые,
начиная от крайне левых и кончая крайне правыми идеологемами. Ибо
в этой жизни все проходит, но Россия — суверенная и могуществен-
ная — должна оставаться, неизменно сохраняя свою цивилизацию —
наднациональную, культурную, духовную.