Background Image
Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

С.А. Соболева

8

сакрализация. Ее историческое здание видится как вселенское и од-

новременно священное.

По сути и замыслу, предназначение России — духовно-имперское,

и попытки несамостоятельного, нетворческого сращения политиче-

ских элементов национального и имперского бытия периодически ру-

шили страну. Конкретно-историческая Россия достигала пика своего

могущества как империя и падала с потерей основного начала, с вы-

рождением идеи, ее питавшей. Территория из

пространства Идеи

превращалась в номенклатуру земель, которые рассыпались и обосаб-

ливались, а затем исчезали под властью иного государства или ком-

прадорской элиты, находящейся под внешним управлением.

В послепетровскую эпоху качественно новый этап развития стра-

ны был связан с идеей социализма. Империя была наполнена новым

идеологическим смыслом. Отсюда и позитивное отношение, привле-

кательность и определенная ностальгия по той эпохе.

Образец империи, данный Римом, создал принцип, позволяющий

собирать разные народы без уничтожения их самобытности. «Можно

было быть римским гражданином, не теряя национальности»

[4, с. 447,

448]. Империя объединяла без подавления. Она созидала целое так,

что оно оказывалось крепче, чем автономные части. Она зиждилась на

понятии общей судьбы. В полном соответствии с таким принципом

«русская идея» всегда была больше Идея, чем русская, и потому объ-

единяла, а не эксплуатировала, реализовывала имперский владыческий

принцип, а не империалистический материально-колониальный.

Сегодня в наши рассуждения о самоидентификации все чаще

возвращаются гиперборейские мотивы. Возможно, здесь работает

логика мифологического сознания, исповедующая вечное возвраще-

ние к истокам, к которому коллективное бессознательное становится

особенно чувствительным в периоды смут и идейных переломов. Все

чаще говорят о России уже не как о «западной», «восточной» или

даже «евразийской» державе, а как о «северной». Действительно, вы-

работка самостоятельного, независимого от западных конструкций,

пространственного образа для России возможна на основе поиска но-

вой точки отсчета в ее существовании – например, как приарктиче-

ской державы. Процесс дистанцирования концепта русской Евразии

по отношению к образам Европы и Азии, преодоление дуализма За-

пада и Востока видится ряду современных авторов на пути форми-

рования нового метагеографического образа Севера Евразии или Се-

верной Евразии. Он может стать фундаментом обретения Россией

собственной пространственно-мифологической миссии и аутентич-

ности, гарантией от поглощения ее более крупными и мощными ци-

вилизациями или политическими образованиями [5]. Северное

направление привлекательно еще и тем, что оно единственное от-