С.А. Соболева
10
ной»). Напомним, что идеология понимается как совокупность поли-
тических, правовых и философских взглядов, оценок, принципов и
представлений, определяющих понимание мира и места в нем чело-
века, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий
людей и отношений между ними. Она придает человеческой деятель-
ности организованный, осмысленный и целенаправленный характер,
поэтому отрицание государственной идеологии напрямую означает
отрицание осмысленных действий власти, т. е. отрицание возможно-
сти государства осуществлять свои функции, а по сути —
отрицание
государственного суверенитета
.
Уникальность переживаемой исторической ситуации в том и за-
ключается, что после августа 1991 г. у власти в России оказались лю-
ди, лишенные внятных идеологических приоритетов, если не сказать
точнее — идеологии вообще. И это, судя по всему, во многом – со-
знательная позиция, так как любая идеология ограничивает, а суще-
ствующая система власти не хочет никоим образом ограничивать
себя. Власть, лишенная идеологии, идеологического обеспечения,
собственной власти, — это противоречие в определении, она никого
и ничего не представляет, кроме собственных претензий на власть.
Не иметь своей идеологии — значит руководствоваться чужой
(что и происходило, когда Россия «сдавала» Югославию и другие
страны), либо — меркантильными личными интересами. Что делать
элите страны, которая не имеет государственной идеологии, наце-
ленной на защиту государственных интересов? Только обогащаться
за счет продажи богатств своей Родины и постепенно доводить стра-
ну до стадии деградации (что и происходит на практике). Случилось
нечто из разряда явно несуразного. Государство и власть на целые
десятилетия полностью или почти полностью устранились от форму-
лирования каких бы то ни было национально и социально значимых
приоритетов развития, помимо тех, которые навязывались шокирую-
щей приватизацией, устранились от внятного проявления своей пози-
ции по главным жизнеопределяющим вопросам бытия, от расстановки
каких бы то ни было акцентов и в первую очередь — нравственных.
Но власть не может оказаться
вне
идеологии, которая выступает
необходимым компонентом любого механизма власти, позволяющим
осуществлять ориентацию и программирование направлений деятель-
ности массы людей, в конце концов, функцию легитимации самого
института власти — обеспечение ее массовой поддержки населением.
Сама государственность деградирует без идеологии, ибо это если и не
единственный, то главный язык, на котором она осмысливает свои ин-
тересы, базовые ценности и смыслы, приходит к осознанию целей сво-
его присутствия в истории. Идеология для государства — это его
идентификационное «Я». Какова идеология, таково и государство, а
каково государство, такова и идеология.