Background Image
Previous Page  10 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 14 Next Page
Page Background

С.А. Соболева

10

ной»). Напомним, что идеология понимается как совокупность поли-

тических, правовых и философских взглядов, оценок, принципов и

представлений, определяющих понимание мира и места в нем чело-

века, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий

людей и отношений между ними. Она придает человеческой деятель-

ности организованный, осмысленный и целенаправленный характер,

поэтому отрицание государственной идеологии напрямую означает

отрицание осмысленных действий власти, т. е. отрицание возможно-

сти государства осуществлять свои функции, а по сути —

отрицание

государственного суверенитета

.

Уникальность переживаемой исторической ситуации в том и за-

ключается, что после августа 1991 г. у власти в России оказались лю-

ди, лишенные внятных идеологических приоритетов, если не сказать

точнее — идеологии вообще. И это, судя по всему, во многом – со-

знательная позиция, так как любая идеология ограничивает, а суще-

ствующая система власти не хочет никоим образом ограничивать

себя. Власть, лишенная идеологии, идеологического обеспечения,

собственной власти, — это противоречие в определении, она никого

и ничего не представляет, кроме собственных претензий на власть.

Не иметь своей идеологии — значит руководствоваться чужой

(что и происходило, когда Россия «сдавала» Югославию и другие

страны), либо — меркантильными личными интересами. Что делать

элите страны, которая не имеет государственной идеологии, наце-

ленной на защиту государственных интересов? Только обогащаться

за счет продажи богатств своей Родины и постепенно доводить стра-

ну до стадии деградации (что и происходит на практике). Случилось

нечто из разряда явно несуразного. Государство и власть на целые

десятилетия полностью или почти полностью устранились от форму-

лирования каких бы то ни было национально и социально значимых

приоритетов развития, помимо тех, которые навязывались шокирую-

щей приватизацией, устранились от внятного проявления своей пози-

ции по главным жизнеопределяющим вопросам бытия, от расстановки

каких бы то ни было акцентов и в первую очередь — нравственных.

Но власть не может оказаться

вне

идеологии, которая выступает

необходимым компонентом любого механизма власти, позволяющим

осуществлять ориентацию и программирование направлений деятель-

ности массы людей, в конце концов, функцию легитимации самого

института власти — обеспечение ее массовой поддержки населением.

Сама государственность деградирует без идеологии, ибо это если и не

единственный, то главный язык, на котором она осмысливает свои ин-

тересы, базовые ценности и смыслы, приходит к осознанию целей сво-

его присутствия в истории. Идеология для государства — это его

идентификационное «Я». Какова идеология, таково и государство, а

каково государство, такова и идеология.