С.А. Соболева
2
ет к внешним факторам и обстоятельствам, а другая, соответственно,
к внутренним.
Внешние традиционные и вполне очевидные факторы и состав-
ные части основаны на следующих потенциалах:
военном;
внешнеполитическом, который включает и дипломатический,
и коммуникационный, и союзнический;
финансово-экономическом;
гуманитарном.
Вместе с ними сегодня действует так называемая «мягкая сила».
Здесь происходят информационная, пропагандистско-психологи-
ческая, языковая, культурная, туристическая, человечески-обменная
экспансии как обеспечение внешнего фактора государственного су-
веренитета страны, ее авторитета, ее влиятельности.
Внутренние составные части государственного суверенитета не
столь очевидны и традиционны. Дело в том, что принятие государ-
ством, т. е. органами управления, самостоятельных решений в наци-
ональных интересах зависит и от внутриполитического устройства
страны. Если власть нелегальна и нелегитимна, то принятие ею само-
стоятельных решений затруднено социально-политической неста-
бильностью в стране и разрывом органичной коммуникации «обще-
ство и власть», «общество и элита». Украина ярко демонстрирует эти
обстоятельства, в России диагностика по данному вопросу тоже до-
статочно тревожна. Если власть оторвана от интересов большей ча-
сти населения страны, то сказать, что она способна принимать реше-
ния в национальных интересах, весьма затруднительно. Не только
внешние вынуждающие факторы могут ограничивать возможность
государства принимать решения в интересах страны, но и внутрен-
ние. Даже президент России признал наличие в стране «пятой колон-
ны» и ее политического потенциала влияния и воздействия. Если не
только «пятая колонна», носитель иностранных национальных инте-
ресов, но и негосударственный приватный потенциал, пул так назы-
ваемых олигархов, накапливает мощь финансовую, экономическую,
человеческую, силовую, политическую, информационную, сопоста-
вимую с этими же потенциалами самого государства, то в соревнова-
нии с собранием олигархов государство может и проиграть.
Таким образом, в случае внутренних факторов природа угроз су-
веренитету более нелинейна, менее видна и не очень традиционна.
Вроде бы самостоятельно управляющая элита принимает государ-
ственные решения, но не в национальных интересах государства!
Могут быть вариации: сознательно ли это делается, с пониманием
или без понимания, но по факту мы имеем дело с новым политиче-
ским явлением в государственном управлении.