Background Image
Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

С.А. Соболева

2

ет к внешним факторам и обстоятельствам, а другая, соответственно,

к внутренним.

Внешние традиционные и вполне очевидные факторы и состав-

ные части основаны на следующих потенциалах:

военном;

внешнеполитическом, который включает и дипломатический,

и коммуникационный, и союзнический;

финансово-экономическом;

гуманитарном.

Вместе с ними сегодня действует так называемая «мягкая сила».

Здесь происходят информационная, пропагандистско-психологи-

ческая, языковая, культурная, туристическая, человечески-обменная

экспансии как обеспечение внешнего фактора государственного су-

веренитета страны, ее авторитета, ее влиятельности.

Внутренние составные части государственного суверенитета не

столь очевидны и традиционны. Дело в том, что принятие государ-

ством, т. е. органами управления, самостоятельных решений в наци-

ональных интересах зависит и от внутриполитического устройства

страны. Если власть нелегальна и нелегитимна, то принятие ею само-

стоятельных решений затруднено социально-политической неста-

бильностью в стране и разрывом органичной коммуникации «обще-

ство и власть», «общество и элита». Украина ярко демонстрирует эти

обстоятельства, в России диагностика по данному вопросу тоже до-

статочно тревожна. Если власть оторвана от интересов большей ча-

сти населения страны, то сказать, что она способна принимать реше-

ния в национальных интересах, весьма затруднительно. Не только

внешние вынуждающие факторы могут ограничивать возможность

государства принимать решения в интересах страны, но и внутрен-

ние. Даже президент России признал наличие в стране «пятой колон-

ны» и ее политического потенциала влияния и воздействия. Если не

только «пятая колонна», носитель иностранных национальных инте-

ресов, но и негосударственный приватный потенциал, пул так назы-

ваемых олигархов, накапливает мощь финансовую, экономическую,

человеческую, силовую, политическую, информационную, сопоста-

вимую с этими же потенциалами самого государства, то в соревнова-

нии с собранием олигархов государство может и проиграть.

Таким образом, в случае внутренних факторов природа угроз су-

веренитету более нелинейна, менее видна и не очень традиционна.

Вроде бы самостоятельно управляющая элита принимает государ-

ственные решения, но не в национальных интересах государства!

Могут быть вариации: сознательно ли это делается, с пониманием

или без понимания, но по факту мы имеем дело с новым политиче-

ским явлением в государственном управлении.