Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия
9
в мире царит фатум — нерушимая закономерность, совпадающая с
божественным провидением) до христианской (соединяющей боже-
ственное провидение со свободой человеческой воли).
Не являясь атеистом, Помпонацци не сомневался в существова-
нии Бога, о котором, по его мнению, свидетельствовали царящие во
Вселенной гармония и порядок. Но главной трудностью для него бы-
ло то, что спустя два века Лейбниц назовет проблемой теодицеи
(«оправдания Бога»): как в мире, управляемом всеведущим и благо-
датным Богом, возможно наличие зла? В рамках традиционного ре-
лигиозного мировоззрения нет возможности снять с Бога ответствен-
ность за существование в мире зла: «Бог или правит, или не правит
миром. Если не правит, то какой же он Бог? Если правит, то почему
же он правит так жестоко?» — так ставил вопрос Помпонацци.
Зло господствует в мире природы и в человеческом обществе, где
богатые угнетают бедных, сильные — слабых, где «добродетели крайне
редки... И не только сейчас это так, но всегда так было, как явствует из
всех историй, и так будет всегда». Бог, допускающий мировое зло, «ока-
зывается жестоким палачом, наихудшим из всех, несправедливым и
полным коварства». Человек окружен соблазнами, и не Бог ли ответ-
ствен за грехи людей? «Если Бог все знает и может отвратить заблудше-
го от его заблуждений, то почему он не делает этого? И почему, если
Бог не отвращает от заблуждений, то грех падает не на Бога, а на чело-
века?» Ведь это Бог «дал душу, склонную ко греху, и омраченный рас-
судок соединил со страстями», это Бог сделал так, что путь добродетели
усеян препятствиями, а честный человек подвергается повсюду горе-
стям, мучениям и страданиям, «как если бы Бог наказывал людей за то,
что они идут стезей добродетели», между тем как «негодяи окружены
почетом, процветают и внушают страх».
Поэтому Бог «либо оказывается подлым обманщиком и лжецом,
либо не хочет, чтобы все люди были добродетельны». С таким Богом,
заключает Перетто Мантуанец, «нет нужды в дьяволе и его компа-
нии, …не нужен иной дьявол и злой искуситель, кроме самого Бога».
Помпонацци понимал, насколько рискованна подобная постанов-
ка вопроса: «потрясена душа, трепещут члены и человек выходит из
себя, услышав или подумав такое — о Боге!». Но это не вывод само-
го автора книги, а лишь доведенная до абсурда внутренняя противо-
речивость христианского понимания Бога. Строго следуя путем ра-
циональной философии, без ссылок на иррациональные догматы ве-
ры (божественное откровение, загробное воздаяние и т.п.),
Помпонацци был не в состоянии оправдать творящееся в мире зло.
В «Эпилоге» книги сформулирован итог: «Оставаясь в естественных
пределах и насколько позволяет человеческий разум, мне представ-
ляется, что из всех приведенных мнений наиболее свободно от про-
тиворечий мнение стоиков».