Background Image
Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия

9

в мире царит фатум — нерушимая закономерность, совпадающая с

божественным провидением) до христианской (соединяющей боже-

ственное провидение со свободой человеческой воли).

Не являясь атеистом, Помпонацци не сомневался в существова-

нии Бога, о котором, по его мнению, свидетельствовали царящие во

Вселенной гармония и порядок. Но главной трудностью для него бы-

ло то, что спустя два века Лейбниц назовет проблемой теодицеи

(«оправдания Бога»): как в мире, управляемом всеведущим и благо-

датным Богом, возможно наличие зла? В рамках традиционного ре-

лигиозного мировоззрения нет возможности снять с Бога ответствен-

ность за существование в мире зла: «Бог или правит, или не правит

миром. Если не правит, то какой же он Бог? Если правит, то почему

же он правит так жестоко?» — так ставил вопрос Помпонацци.

Зло господствует в мире природы и в человеческом обществе, где

богатые угнетают бедных, сильные — слабых, где «добродетели крайне

редки... И не только сейчас это так, но всегда так было, как явствует из

всех историй, и так будет всегда». Бог, допускающий мировое зло, «ока-

зывается жестоким палачом, наихудшим из всех, несправедливым и

полным коварства». Человек окружен соблазнами, и не Бог ли ответ-

ствен за грехи людей? «Если Бог все знает и может отвратить заблудше-

го от его заблуждений, то почему он не делает этого? И почему, если

Бог не отвращает от заблуждений, то грех падает не на Бога, а на чело-

века?» Ведь это Бог «дал душу, склонную ко греху, и омраченный рас-

судок соединил со страстями», это Бог сделал так, что путь добродетели

усеян препятствиями, а честный человек подвергается повсюду горе-

стям, мучениям и страданиям, «как если бы Бог наказывал людей за то,

что они идут стезей добродетели», между тем как «негодяи окружены

почетом, процветают и внушают страх».

Поэтому Бог «либо оказывается подлым обманщиком и лжецом,

либо не хочет, чтобы все люди были добродетельны». С таким Богом,

заключает Перетто Мантуанец, «нет нужды в дьяволе и его компа-

нии, …не нужен иной дьявол и злой искуситель, кроме самого Бога».

Помпонацци понимал, насколько рискованна подобная постанов-

ка вопроса: «потрясена душа, трепещут члены и человек выходит из

себя, услышав или подумав такое — о Боге!». Но это не вывод само-

го автора книги, а лишь доведенная до абсурда внутренняя противо-

речивость христианского понимания Бога. Строго следуя путем ра-

циональной философии, без ссылок на иррациональные догматы ве-

ры (божественное откровение, загробное воздаяние и т.п.),

Помпонацци был не в состоянии оправдать творящееся в мире зло.

В «Эпилоге» книги сформулирован итог: «Оставаясь в естественных

пределах и насколько позволяет человеческий разум, мне представ-

ляется, что из всех приведенных мнений наиболее свободно от про-

тиворечий мнение стоиков».