Background Image
Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

4

что разумная душа смертна…» — в итоге догма о природном бес-

смертии индивидуальной человеческой души была принята офици-

ально. Очевидно, необходимость специального решения по этому во-

просу была продиктована неоднозначными трактовками бессмертия

души, причем они имели место и в более глубоком Средневековье.

Одна весьма сочная цитата, явно отвечающая на сомнения в по-

смертном существовании души и заимствованная у итальянского ис-

следователя творчества Помпонацци Бруно Нарди [2], «гуляет» по

Интернету, включая исламский и православный сайты, как с изумле-

нием обнаружил автор. Она принадлежит францисканскому богосло-

ву «второго эшелона» Пьетро де Трабибусу, жившему в XIII веке:

«Если нет иной жизни... дурак, кто совершает добродетельные по-

ступки и воздерживается от страстей; дурак, кто не предается сладо-

страстию, разврату, блуду и скверне, обжорству, мотовству и пьян-

ству, алчности, грабежам, насилиям и иным порокам» [3, c. 167].

Трудно более выразительно указать на теснейшую связь догмата

о бессмертии человеческой души с основой основ христианской мо-

рали — учением о загробном воздаянии (о наказании за грехи и

награды за добродетели). Католическая церковь считала, что отрица-

ние загробного бессмертия приведет к крушению всех нравственных

устоев. Но, несмотря на недвусмысленные угрозы идеологов Лате-

ранского собора в адрес тех, кто смеет сомневаться в этом догмате,

Пьетро Помпонацци публикует в 1516 г. свой трактат «О бессмертии

души» в традиционной форме комментариев к книге Аристотеля

«О душе» (очень популярном источнике схоластических штудий), в

которой нарушает все запреты официальной ортодоксии. В этой кни-

ге автор с предельной интеллектуальной честностью исследует про-

блему, имеющую для него личный характер, поскольку он был уже

пожилым человеком и тяжело болел.

Известно, что каждую лекцию, посвященную трактату Аристоте-

ля «О душе», Перетто Мантуанец заканчивал словами: «Одно убеди-

тельное доказательство бессмертия разумной души я предпочел бы и

папской власти, и всем богатствам мира... Я больше хотел бы полу-

чить одно доказательство бессмертия, чем тысячу тысяч лет быть по-

велителем мира...» [4]. Его слова перекликаются со словами Демо-

крита о том, что он предпочел бы одно причинное объяснение явле-

ний всему Персидскому царству.

Но, несмотря на личную заинтересованность в продолжении бы-

тия своей души после смерти, Помпонацци, рассмотрев проблему

личного бессмертия «в природных границах, оставив в стороне от-

кровения и чудеса», пришел к однозначному выводу о невозможно-

сти для человеческого разума быть независимым от тела. Основыва-

ясь на сенсуалистической теории познания Аристотеля, согласно ко-