Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия
7
как ведьм даже 4–7-летних девочек. В условиях разгула религиозного
фанатизма Помпонацци написал книгу, по сути, разоблачающую лю-
бые «чудеса» — как колдовские действия ведьм, магов и некроман-
тов, так и вполне ортодоксальные христианские чудеса, официально
признаваемые церковью.
Сомнения в действительности сделок с дьяволом, ночных шаба-
шей, полетов по воздуху, порчи и сглаза приравнивались тогда к совер-
шению самих этих деяний, враждебных церкви и христианскому сооб-
ществу. Достаточно упомянуть опубликованный в это время сборник
под общим названием «Новый молот ведьм», автор которого доказывал
реальность колдовства и требовал привлечь к суду инквизиции тех, кто
считает рассказываемое ведьмами плодом больного воображения или
обмана чувств. Но Помпонацци, идя путем рационального познания,
считал единственно возможным естественное объяснение загадочных и
таинственных явлений. Только «невежественная толпа и грубые люди,
не зная, что все это происходит вследствие явных и очевидных причин,
относят это к Богу или к демонам», «верят, что это делается Богом, ан-
гелами или демонами, и считают, что люди, совершающие такие дей-
ствия, имеют общение с ангелами или демонами». Если подобные «чу-
дотворцы» сопровождают свои действия крестным знамением и молит-
вой (а считающиеся ведьмами и колдунами — призыванием дьявола и
заклинаниями), то делается это «для обмана людей» и для усиления
воздействия на них. Между тем и чудеса, и колдовские действия совер-
шаются «не сверх природы» и «не против природы», но могут быть
«сведены к естественным причинам». Отрицая вмешательство потусто-
ронних сил (будь то Бог или дьявол), Помпонацци утверждал, что это не
сверхъестественные явления, а просто явления, причины которых не
всегда открыты и явны.
Стремясь дать объяснение «чудесных» явлений с помощью есте-
ственных причин, Помпонацци ссылался на воздействие целебных
трав, минералов, испарений и т.п. (пусть даже его объяснения с точки
зрения позднейшей науки выглядят наивными и нелепыми). В любом
случае такой подход прокладывал путь для нового эмпирического
естествознания. Намного интереснее его попытки учитывать воздей-
ствие человеческой психики в случаях, например, «чудесных исцеле-
ний», что весьма актуально для нашего богатого экстрасенсами и це-
лителями времени. Он подчеркивал, что неслучайно знахари часто
имеют больший успех, чем самые ученые врачи, и что неслучайно
неожиданные исцеления чаще происходят среди «людей низкого
происхождения и грубых, ибо они наиболее легковерны». В особен-
ностях человеческой психики заключен секрет воздействия мощей и
реликвий святых: в случае исцеления действует не таинственная сила
самих реликвий, а воображение и впечатлительность исцеляемого