Background Image
Previous Page  7 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 13 Next Page
Page Background

Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия

7

как ведьм даже 4–7-летних девочек. В условиях разгула религиозного

фанатизма Помпонацци написал книгу, по сути, разоблачающую лю-

бые «чудеса» — как колдовские действия ведьм, магов и некроман-

тов, так и вполне ортодоксальные христианские чудеса, официально

признаваемые церковью.

Сомнения в действительности сделок с дьяволом, ночных шаба-

шей, полетов по воздуху, порчи и сглаза приравнивались тогда к совер-

шению самих этих деяний, враждебных церкви и христианскому сооб-

ществу. Достаточно упомянуть опубликованный в это время сборник

под общим названием «Новый молот ведьм», автор которого доказывал

реальность колдовства и требовал привлечь к суду инквизиции тех, кто

считает рассказываемое ведьмами плодом больного воображения или

обмана чувств. Но Помпонацци, идя путем рационального познания,

считал единственно возможным естественное объяснение загадочных и

таинственных явлений. Только «невежественная толпа и грубые люди,

не зная, что все это происходит вследствие явных и очевидных причин,

относят это к Богу или к демонам», «верят, что это делается Богом, ан-

гелами или демонами, и считают, что люди, совершающие такие дей-

ствия, имеют общение с ангелами или демонами». Если подобные «чу-

дотворцы» сопровождают свои действия крестным знамением и молит-

вой (а считающиеся ведьмами и колдунами — призыванием дьявола и

заклинаниями), то делается это «для обмана людей» и для усиления

воздействия на них. Между тем и чудеса, и колдовские действия совер-

шаются «не сверх природы» и «не против природы», но могут быть

«сведены к естественным причинам». Отрицая вмешательство потусто-

ронних сил (будь то Бог или дьявол), Помпонацци утверждал, что это не

сверхъестественные явления, а просто явления, причины которых не

всегда открыты и явны.

Стремясь дать объяснение «чудесных» явлений с помощью есте-

ственных причин, Помпонацци ссылался на воздействие целебных

трав, минералов, испарений и т.п. (пусть даже его объяснения с точки

зрения позднейшей науки выглядят наивными и нелепыми). В любом

случае такой подход прокладывал путь для нового эмпирического

естествознания. Намного интереснее его попытки учитывать воздей-

ствие человеческой психики в случаях, например, «чудесных исцеле-

ний», что весьма актуально для нашего богатого экстрасенсами и це-

лителями времени. Он подчеркивал, что неслучайно знахари часто

имеют больший успех, чем самые ученые врачи, и что неслучайно

неожиданные исцеления чаще происходят среди «людей низкого

происхождения и грубых, ибо они наиболее легковерны». В особен-

ностях человеческой психики заключен секрет воздействия мощей и

реликвий святых: в случае исцеления действует не таинственная сила

самих реликвий, а воображение и впечатлительность исцеляемого