Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия
3
В то время как самые передовые мыслители-гуманисты склоня-
лись перед авторитетами (правда, уже перед философами, а не бого-
словами), мало кто осмеливался развивать идеи, которые не подкреп-
лялись чьим-либо авторитетным мнением. В отличие от своих совре-
менников, Помпонацци до конца своих дней был открыт новому и не
боялся противоречить никаким авторитетам, анализируя изменчивые
факты жизни. Любимым его изречением были знаменитые слова Со-
крата: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Именно итальянские университеты того времени оказались в не-
котором смысле «рассадниками свободомыслия». Тому было немало
причин: и отсутствие в них теологических факультетов (существова-
ли лишь кафедры богословия), и приоритетная роль медицинского и
юридического факультетов, и относительная независимость от цер-
ковных властей. Все это создавало условия для более свободного ис-
следования природы и человека. Родной для Помпонацци Падуан-
ский университет в особенности отличался духом рационализма и
вольнодумства: из его стен вышло немало «еретиков», а позднее в
нем будет преподавать Галилей.
Помпонацци последовательно развивал весьма радикальную для
средневекового сознания концепцию «двойственной истины», пред-
ложенную Аверроэсом под влиянием идей Аристотеля. Суть ее в том,
что истины разума, доказываемые наукой и философией, и истины
веры, о которых свидетельствуют Священное Писание и религиозное
откровение, находятся как бы в разных плоскостях, поэтому не могут
противоречить друг другу. Помпонацци в своей концепции соотно-
шения веры и разума подчеркивал, что истина философии — это
именно истина рационального познания, базирующегося на чув-
ственных ощущениях, и что ее нельзя искажать даже ради согласова-
ния ее выводов с положениями веры. Философ рисковал признавать
истинным в философии даже то, что не может быть истинным со-
гласно христианскому вероучению.
Попытка демаркации областей знания и веры всегда встречала
ожесточенную критику средневековых ортодоксов, убежденных в
том, что любая философская истина должна соответствовать прежде
всего истинам богословским. В 1513 г. эта критика привела к офици-
альному институциональному запрету концепции «двойственной ис-
тины»: высший идеологический авторитет в лице Пятого Латеран-
ского собора принял такое решение, провозгласив, что «Истина ис-
тине не противоречит», и пригрозил «презренным и омерзительным
нехристям и еретикам», придерживающимся подобных заблуждений,
«отвержением и наказанием». Еще одно решение Латеранского собо-
ра касалось важнейшей богословской и философской проблемы —
бессмертия души. «Мы проклинаем и осуждаем всех, кто утверждает,