М.М. Догужиева
2
дей. Многие его ученики впоследствии заняли высокое положение в
политической и церковной иерархии и утвердили высокую интеллек-
туальную репутацию Помпонацци во всей Европе. Но настоящая
слава пришла к нему после смерти, когда были опубликованы два
самых больших его трактата — «О причинах естественных явлений,
или о Чародействе» и «О фатуме, свободе воли и предопределении».
И снова за вполне традиционными для своего времени названиями
скрывалось весьма радикальное содержание, из-за которого они, соб-
ственно, и не могли увидеть свет при жизни автора.
Главным предметом профессиональной деятельности Помпона-
цци была философия Аристотеля — высочайшего авторитета схола-
стики, против культа которого выступали многие гуманисты. Осо-
бенно это касалось традиционной трактовки учения Стагирита, эта-
лоном которой для католической мысли был Фома Аквинский (1225–
1274). Но Падуанский университет, где учился и преподавал Помпо-
нацци, издавна был центром распространения самой «революцион-
ной» для церковного сознания интерпретации аристотелизма — в ду-
хе арабского мыслителя Аверроэса (1126–1198), воспринятого на За-
паде через посредство известного схоласта и вольнодумца Сигера
Брабантского (ок. 1240–1284). Кажется, что все эти схоластические
споры принадлежат истории, но это не так: их проблематика затраги-
вает весьма актуальный для нашего времени вопрос о положении ре-
лигии в системе знаний и социальной жизни.
Чтобы почувствовать настоящую значимость идей Помпонацци,
надо представлять себе социокультурный фон его деятельности.
Эпоха Ренессанса с ее расцветом гуманистической культуры и воз-
рождением идей классической древности буквально вторгалась в
консервативную по определению систему университетского образо-
вания, построенную по средневековому схоластическому образцу.
Помпонацци, превосходно знающий античных философов и сочине-
ния современников (гуманисты были по преимуществу последовате-
лями неоплатонизма), разработал свой вариант «гуманистического
аристотелизма», включивший в себя некоторые идеи стоической фи-
лософии, и оптимально использовал для этого схоластическую мане-
ру развития мысли (с бесконечными вопросами-ответами, доказа-
тельствами-опровержениями, доводами-сомнениями). И если типич-
ный схоластический диспут мог закончиться «единственно
правильным выводом», подкрепленным ссылкой на бесспорный ав-
торитет, то лекции Помпонацци порой заканчивались словами: «Го-
судари мои, вы окажетесь при больших сомнениях к концу, чем были
вначале...» [1]. Он учил своих студентов сомневаться во всем: в тол-
кованиях Аверроэса, в авторитете Аристотеля и т.п., — ибо «сомне-
ние вовсе не чуждо науке, и никто не достигнет истинного знания,
если не усомнится».