Background Image
Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

6

истина как раз является целью и результатом философского знания.

«Цель философа есть истина», — заявил Помпонацци в одной из

своих лекций. Что же касается «законов», лежащих в основе религи-

озного учения, то они вполне обходятся без разумных доказательств.

Цель основателя религии («законодателя») — не истина, а благо,

«улучшение государства или сообщества граждан». Вероучение не со-

держит в себе ни истины, ни лжи: «законодатель» создает догматы не

для того, чтобы обмануть людей, но для того, чтобы сделать их добро-

детельными. «Законодатель, видя склонность людей ко злу и стремясь

к общему благу, постановил, что душа бессмертна, заботясь не об ис-

тине, а единственно о добродетели» [3, с. 163]. Таким образом, соглас-

но Помпонацци, «истины веры», излагаемые обычно в форме притч,

направлены не на объяснение мира и не содержат сведений о нем, но

являются моральным поучением для масс «простого народа».

Хотя в последней главе трактата Помпонацци провозгласил бес-

смертие души истинным и неоспоримым с точки зрения веры, он отка-

зался (в противоположность Фоме Аквинскому и всей школе рацио-

нального богословия) искать рациональные доказательства этому дог-

мату, который столь же мало нуждается в доказательствах, как и прочие

догматы религии — о сотворении мира, о воскресении Христа и т. п.

Трактат Помпонацци «О бессмертии души» свидетельствовал о

кризисе традиционного религиозного мировоззрения. Он навлек на

голову автора бесчисленные яростные протесты и проклятия, доносы

и призывы к расправе. В результате книга была публично сожжена в

Венеции, и дело против Помпонацци дошло до папы римского.

Контрреформация, самые страшные времена террора католической

церкви против инакомыслящих, еще не наступила — и европейская

известность Помпонацци позволила ему продолжать преподаватель-

скую деятельность. Более того, в написанных в ответ на угрозы фана-

тиков и ортодоксов произведениях «Апология» (1517) и «Защитная

речь» (1519) он продолжал отстаивать свое право (и служебную обя-

занность) интерпретировать мысли Аристотеля независимо от поло-

жений христианского вероучения.

В 1520 г. Помпонацци завершил работу над трактатом «О причи-

нах естественных явлений, или О чародействе», вполне осознавая

всю немыслимость его публикации в эпоху так называемой «охоты

на ведьм». Страшные расправы над женщинами, обвиняемыми в кол-

довстве, развернулись в Западной Европе со второй половины ХV

столетия и особенно усилились после издания в 1487 г. печально

знаменитого трактата «Молот ведьм» Инститориса и Шпренгера и

соответствующего постановления папы Иннокентия VIII, развязав-

шего кровавую вакханалию: количество ее жертв не поддается даже

приблизительному определению. В некоторых местностях сжигали