М.М. Догужиева
6
истина как раз является целью и результатом философского знания.
«Цель философа есть истина», — заявил Помпонацци в одной из
своих лекций. Что же касается «законов», лежащих в основе религи-
озного учения, то они вполне обходятся без разумных доказательств.
Цель основателя религии («законодателя») — не истина, а благо,
«улучшение государства или сообщества граждан». Вероучение не со-
держит в себе ни истины, ни лжи: «законодатель» создает догматы не
для того, чтобы обмануть людей, но для того, чтобы сделать их добро-
детельными. «Законодатель, видя склонность людей ко злу и стремясь
к общему благу, постановил, что душа бессмертна, заботясь не об ис-
тине, а единственно о добродетели» [3, с. 163]. Таким образом, соглас-
но Помпонацци, «истины веры», излагаемые обычно в форме притч,
направлены не на объяснение мира и не содержат сведений о нем, но
являются моральным поучением для масс «простого народа».
Хотя в последней главе трактата Помпонацци провозгласил бес-
смертие души истинным и неоспоримым с точки зрения веры, он отка-
зался (в противоположность Фоме Аквинскому и всей школе рацио-
нального богословия) искать рациональные доказательства этому дог-
мату, который столь же мало нуждается в доказательствах, как и прочие
догматы религии — о сотворении мира, о воскресении Христа и т. п.
Трактат Помпонацци «О бессмертии души» свидетельствовал о
кризисе традиционного религиозного мировоззрения. Он навлек на
голову автора бесчисленные яростные протесты и проклятия, доносы
и призывы к расправе. В результате книга была публично сожжена в
Венеции, и дело против Помпонацци дошло до папы римского.
Контрреформация, самые страшные времена террора католической
церкви против инакомыслящих, еще не наступила — и европейская
известность Помпонацци позволила ему продолжать преподаватель-
скую деятельность. Более того, в написанных в ответ на угрозы фана-
тиков и ортодоксов произведениях «Апология» (1517) и «Защитная
речь» (1519) он продолжал отстаивать свое право (и служебную обя-
занность) интерпретировать мысли Аристотеля независимо от поло-
жений христианского вероучения.
В 1520 г. Помпонацци завершил работу над трактатом «О причи-
нах естественных явлений, или О чародействе», вполне осознавая
всю немыслимость его публикации в эпоху так называемой «охоты
на ведьм». Страшные расправы над женщинами, обвиняемыми в кол-
довстве, развернулись в Западной Европе со второй половины ХV
столетия и особенно усилились после издания в 1487 г. печально
знаменитого трактата «Молот ведьм» Инститориса и Шпренгера и
соответствующего постановления папы Иннокентия VIII, развязав-
шего кровавую вакханалию: количество ее жертв не поддается даже
приблизительному определению. В некоторых местностях сжигали