М.М. Догужиева
8
верующего, «так что если бы то были и собачьи кости, то столь вели-
ка сила воображения, что и от них ничуть не меньше последовало бы
исцеление». Более коротко ту же мысль выразил младший современ-
ник Помпонацци великий врач Парацельс (1493–1541) — что чудеса
творит «вера, все равно, истинная ли это вера или ложная, она чудеса
будет творить всегда».
Вторая важнейшая тема трактата Пьетро Помпонацци — обу-
словленная движением небесных светил всеобщая закономерность в
природе. Будучи сторонником демокритовского детерминизма, он
дополнял его распространенными тогда астрологическими представ-
лениями о регулирующем воздействии небесных светил на земную
жизнь. Не принимая примитивное «гадание по звездам» и попытки
выяснять по движению светил конкретные судьбы людей, он был
сторонником так называемой «натуральной астрологии», исходившей
из воздействия высшего небесного мира на мир земной природы.
Именно постоянное и неизменное движение небесных тел воплощало
для Помпонацци вечную и неизменную закономерность природы. Он
подчеркивал, что все в мире подчинено общему закону вечного дви-
жения, возникновения, изменения и гибели. Все, что имеет начало,
имеет и свои периоды подъема и упадка, но особенно сложно заме-
тить это в вещах, которые существуют длительное время, «как-то:
неодушевленные предметы, реки, моря, города, законы...».
Согласно философии Помпонацци, религия не может избежать
общего закона рождения, развития, упадка и гибели. Боги приходят и
уходят, повинуясь неумолимому закону природы, движению небес-
ных тел, воздействующих на земные дела, и старый «закон» уступает
место новому с рождением новых богов. Именно поэтому пророки с
уверенностью предсказывают появление основателей «новых зако-
нов» на много веков вперед, поэтому чудеса в каждой религии «вна-
чале очень слабы, затем увеличиваются, потом достигают вершины,
потом ослабевают, пока не обращаются в ничто». По мнению Пом-
понацци, христианский «закон» уже прошел периоды своего возник-
новения и подъема. Повинуясь велению рока, он приходит в упадок,
«отчего ныне все охладели в нашей вере и прекратились чудеса, кро-
ме поддельных и ложных, — ибо, видимо, близок ее конец». Так его
философия предвосхищает грядущее наступление Реформации.
Свою последнюю и самую значительную по объему книгу «О фа-
туме, свободе воли и предопределении» Помпонацци также не пред-
назначал для печати, она была опубликована более чем через 40 лет
после смерти автора. Он закончил этот трактат за три года до смерти,
в возрасте 59 лет. Исследуя весьма популярные в эпоху Возрождения
проблемы, уравнивал в правах все возможные точки зрения — от
атеистической до аристотелевской, от стоической (согласно которой