Background Image
Previous Page  10 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

10

Следуя стоической концепции фатума, философ нашел выход в от-

казе от религиозных антропоморфных представлений о личностном Бо-

ге. Его Бог не вмешивается в дела людей, не подвластен никаким моль-

бам, до него не доносится стон угнетенных, он не карает грешников и

не вознаграждает праведников. Это не христианский Бог униженных и

оскорбленных, а некое безличное начало, совпадающее с фатумом, с

естественной необходимостью всеобщих законов природы. Он вопло-

щает в себе причинно-следственную зависимость детерминированного

мира. Мир не сотворен Богом во времени, а со-вечен Богу.

Фактически растворяя Бога в природе, Помпонацци переходит на

позиции натуралистического пантеизма. Являясь началом бытия и

источником движения, Бог в его понимании не может вносить изме-

нения в мировые процессы: он «поступает по фатуму и согласно при-

роде», «действует неизбежно… самым детерминистским образом»,

т.е. оказывается лишенным свободы воли. Поэтому Бог не несет от-

ветственности за существование в мире зла. Зло в мире «существует

ради блага Вселенной»: «как представляется, нельзя отрицать, что

зло способствует украшению Вселенной». Таким образом, зло, со-

гласно Помпонацци, «происходит из природы Вселенной, а не от не-

справедливости Бога», и «то, что в частности и рассматриваемое само

по себе представляется несправедливым, рассмотренное в отношении

Вселенной, оказывается справедливым...» Продолжение и развитие

этот путь теодицеи найдет у Лейбница.

Отказ Помпонацци видеть зло в природных явлениях связан с

преодолением антропоморфных представлений не только о Боге, но и

о мире: к космосу в целом неприменимы человеческие категории

«добра» и «зла». Но оправдание частного зла гармонией целого отно-

сится у Помпонацци не только к природе, но и к человеческому об-

ществу, что объясняет для него и социальное неравенство, и неспра-

ведливость. «Тем, что богатые угнетают бедных, не доказываются

несовершенство и жестокость Бога, равно как и тем, что волк пожи-

рает овцу, волка терзают псы, а псов — львы, ибо, хотя по отноше-

нию к частному это кажется несправедливым, по отношению к миро-

вому порядку это не представляется таковым. Ведь то, что земле-

дельцы находятся в подчинении у горожан кажется жестоким, но,

если иметь в виду благоустройство государства, это окажется необ-

ходимым, и без этого мир не обладал бы совершенством». Таким об-

разом, начав с протеста против царящего в мире зла, Помпонацци за-

кончил апологией существующего порядка. Резко осуждая социаль-

ную несправедливость и тиранию, он отнюдь не призывал к борьбе за

совершенствование общества, не строил утопических планов рацио-

нального переустройства общественной жизни, что было свойствен-

но некоторым гуманистам.