М.М. Догужиева
10
Следуя стоической концепции фатума, философ нашел выход в от-
казе от религиозных антропоморфных представлений о личностном Бо-
ге. Его Бог не вмешивается в дела людей, не подвластен никаким моль-
бам, до него не доносится стон угнетенных, он не карает грешников и
не вознаграждает праведников. Это не христианский Бог униженных и
оскорбленных, а некое безличное начало, совпадающее с фатумом, с
естественной необходимостью всеобщих законов природы. Он вопло-
щает в себе причинно-следственную зависимость детерминированного
мира. Мир не сотворен Богом во времени, а со-вечен Богу.
Фактически растворяя Бога в природе, Помпонацци переходит на
позиции натуралистического пантеизма. Являясь началом бытия и
источником движения, Бог в его понимании не может вносить изме-
нения в мировые процессы: он «поступает по фатуму и согласно при-
роде», «действует неизбежно… самым детерминистским образом»,
т.е. оказывается лишенным свободы воли. Поэтому Бог не несет от-
ветственности за существование в мире зла. Зло в мире «существует
ради блага Вселенной»: «как представляется, нельзя отрицать, что
зло способствует украшению Вселенной». Таким образом, зло, со-
гласно Помпонацци, «происходит из природы Вселенной, а не от не-
справедливости Бога», и «то, что в частности и рассматриваемое само
по себе представляется несправедливым, рассмотренное в отношении
Вселенной, оказывается справедливым...» Продолжение и развитие
этот путь теодицеи найдет у Лейбница.
Отказ Помпонацци видеть зло в природных явлениях связан с
преодолением антропоморфных представлений не только о Боге, но и
о мире: к космосу в целом неприменимы человеческие категории
«добра» и «зла». Но оправдание частного зла гармонией целого отно-
сится у Помпонацци не только к природе, но и к человеческому об-
ществу, что объясняет для него и социальное неравенство, и неспра-
ведливость. «Тем, что богатые угнетают бедных, не доказываются
несовершенство и жестокость Бога, равно как и тем, что волк пожи-
рает овцу, волка терзают псы, а псов — львы, ибо, хотя по отноше-
нию к частному это кажется несправедливым, по отношению к миро-
вому порядку это не представляется таковым. Ведь то, что земле-
дельцы находятся в подчинении у горожан кажется жестоким, но,
если иметь в виду благоустройство государства, это окажется необ-
ходимым, и без этого мир не обладал бы совершенством». Таким об-
разом, начав с протеста против царящего в мире зла, Помпонацци за-
кончил апологией существующего порядка. Резко осуждая социаль-
ную несправедливость и тиранию, он отнюдь не призывал к борьбе за
совершенствование общества, не строил утопических планов рацио-
нального переустройства общественной жизни, что было свойствен-
но некоторым гуманистам.