Background Image
Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия

5

торой мышление невозможно без органов чувств, без ощущений, без

чувственных образов и представлений, он заключает: если разум нуж-

дается в представлениях для своей деятельности, то он «неотделим от

материи и, несомненно, неотделим от тела». Из этого следует, что душа

человека «сама по себе» материальна и умирает со смертью тела.

Тогда перед верующим человеком встает проблема обоснования

нравственности, для которой веками не находилось иного объяснения,

кроме религиозного. Но Помпонацци, в отличие от цитируемого выше

францисканского монаха, вовсе не считает, что из смертности души

следует отказ от морали. Более того, как раз наоборот: в глазах Пом-

понацци именно верующие в посмертное воздаяние не могут считать-

ся подлинно нравственными людьми, так как соблюдают нравствен-

ный закон исключительно в надежде на будущее вознаграждение и из

страха перед посмертными мучениями. Характерно трезвое замечание

Перетто Мантуанца, что подавляющее большинство людей, верящих в

загробную жизнь своих душ, «если и поступают хорошо, то скорее из

страха вечных мучений, чем в надежде на вечное блаженство, так как

мучения нам больше знакомы, чем эти вечные блага» [5, с. 180]. При-

чем, по мнению философа, и надежда на воздаяние, и страх возмездия

привносят в душу «нечто рабское», в то время как настоящая нрав-

ственность — удел не раба, а свободно выбирающего между добром и

злом человека. Эта идея созвучна древним стоикам и найдет впослед-

ствии блестящее продолжение в парадоксах этики И.Канта. Помпона-

цци также не раз подчеркивал, что и в реальной земной жизни ни доб-

ро, ни зло не остаются без «воздаяния». Добродетель сама по себе яв-

ляется высшей наградой тому, кто ее выбирает, а греховная жизнь в

самой себе несет наказание тому, кто предпочел ее, даже если сам че-

ловек этого и не осознает.

Мораль человека, свободного от унижающих его страха наказа-

ния и надежды на посмертную награду, — удел избранных, высших

натур, «мудрых мужей», словно сошедших со страниц древних лето-

писей и античных трактатов: только такие люди способны предпо-

честь «крайние несчастья и мучения пребыванию в невежестве, глу-

пости и пороках». Большинство людей (толпа, «простой народ») не

способны разумно управлять своими страстями, проникнуты рабской

моралью страха и потому нуждаются в «законе» — религиозных

догматах бессмертия души и загробного воздаяния.

Помпонацци прагматически трактовал вероучение как «закон»,

т.е. как полезное установление, необходимое для воспитания народа

и поддержания нравственности, что разделило философию и религию

намного радикальнее, чем концепция «двойственной истины». По

сути, в учении Помпонацци существует единственная истина — это

истина рационального познания, основанного на ощущениях, и такая