Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия
5
торой мышление невозможно без органов чувств, без ощущений, без
чувственных образов и представлений, он заключает: если разум нуж-
дается в представлениях для своей деятельности, то он «неотделим от
материи и, несомненно, неотделим от тела». Из этого следует, что душа
человека «сама по себе» материальна и умирает со смертью тела.
Тогда перед верующим человеком встает проблема обоснования
нравственности, для которой веками не находилось иного объяснения,
кроме религиозного. Но Помпонацци, в отличие от цитируемого выше
францисканского монаха, вовсе не считает, что из смертности души
следует отказ от морали. Более того, как раз наоборот: в глазах Пом-
понацци именно верующие в посмертное воздаяние не могут считать-
ся подлинно нравственными людьми, так как соблюдают нравствен-
ный закон исключительно в надежде на будущее вознаграждение и из
страха перед посмертными мучениями. Характерно трезвое замечание
Перетто Мантуанца, что подавляющее большинство людей, верящих в
загробную жизнь своих душ, «если и поступают хорошо, то скорее из
страха вечных мучений, чем в надежде на вечное блаженство, так как
мучения нам больше знакомы, чем эти вечные блага» [5, с. 180]. При-
чем, по мнению философа, и надежда на воздаяние, и страх возмездия
привносят в душу «нечто рабское», в то время как настоящая нрав-
ственность — удел не раба, а свободно выбирающего между добром и
злом человека. Эта идея созвучна древним стоикам и найдет впослед-
ствии блестящее продолжение в парадоксах этики И.Канта. Помпона-
цци также не раз подчеркивал, что и в реальной земной жизни ни доб-
ро, ни зло не остаются без «воздаяния». Добродетель сама по себе яв-
ляется высшей наградой тому, кто ее выбирает, а греховная жизнь в
самой себе несет наказание тому, кто предпочел ее, даже если сам че-
ловек этого и не осознает.
Мораль человека, свободного от унижающих его страха наказа-
ния и надежды на посмертную награду, — удел избранных, высших
натур, «мудрых мужей», словно сошедших со страниц древних лето-
писей и античных трактатов: только такие люди способны предпо-
честь «крайние несчастья и мучения пребыванию в невежестве, глу-
пости и пороках». Большинство людей (толпа, «простой народ») не
способны разумно управлять своими страстями, проникнуты рабской
моралью страха и потому нуждаются в «законе» — религиозных
догматах бессмертия души и загробного воздаяния.
Помпонацци прагматически трактовал вероучение как «закон»,
т.е. как полезное установление, необходимое для воспитания народа
и поддержания нравственности, что разделило философию и религию
намного радикальнее, чем концепция «двойственной истины». По
сути, в учении Помпонацци существует единственная истина — это
истина рационального познания, основанного на ощущениях, и такая