Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия
11
Разумеется, Помпонацци должен был согласовать свою философ-
скую концепцию с традиционным религиозным вероучением. Исходя
из своей интерпретации «двойственной истины», он постоянно по-
вторял любимую идею о том, что философская истина предназначена
лишь для мыслящей элиты общества — для людей, способных видеть
наказание за порок в нем самом и следовать добродетели, не стра-
шась адских мучений и не надеясь на райское блаженство. Но панте-
истический образ Бога философов, обосновывающих и принимаю-
щих мировой порядок, не годится для «простого народа», не способ-
ного подняться до вершин рационалистической этики и стоически
соблюдать нравственные принципы. Поэтому большинство людей
нуждаются в религии — и Помпонацци предоставлял теологам-
«законоучителям» право воспитания народа при условии, что они не
станут предъявлять претензий на обладание истиной и не будут вме-
шиваться в философские споры.
Таким образом, Помпонацци как философ мог провозглашать ис-
тину, но как законопослушный член общества, осознающий необхо-
димость существования религии, он многократно заявлял в своих
лекциях и трактатах, что повинуется авторитету христианской церк-
ви и признает все ее догматы.
Однако перед угрозой надвигающейся Реформации даже такая ком-
промиссная позиция не устраивала католическую церковь: хотя сам
Помпонацци избежал костра, его книги подвергались запрету, а его сто-
ронники — преследованиям. Перетто Мантуанец всегда помнил об
опасности расправы и постоянно напоминал о ней своим слушателям и
читателям. «Государи мои, направо пойдете — будет вам пытка, нале-
во — четвертование, — так предостерегал он студентов на одной из
своих лекций. — В философии верьте тому, что велят вам разумные до-
казательства, в теологии — тому, что велят богословы и апостолы со
всею Римскою церковью, а не то умрете вы смертью поджаренных каш-
танов» [1]. И в своих трактатах Помпонацци часто ссылался на гонения
и казни, которым подвергались философы в древности. Он знал о судь-
бе своих предшественников по университетским кафедрам в Падуе и
Болонье, один из которых был сожжен живьем, а прах другого был из-
влечен из могилы и предан огню по приговору инквизиции.
В суровые времена Контрреформации, покончившей с рискован-
ной игрой европейского аверроизма в «двойственную истину», имя
Пьетро Помпонацци стало настоящим символом свободомыслия. Его
трактат «О причинах естественных явлений, или О чародействе» ис-
пользовался передовыми людьми своего времени против «охоты на
ведьм». Огромное влияние оказали идеи Перетто Мантуанца на
Джордано Бруно, ставшего одной из самых известных жертв инкви-
зиции, сожженного на костре в 1600 г. Одним из самых активных по-