Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…
9
шение этих профессиональных задач обеспечивает развитие творче-
ского потенциала преподавателя, его способности к педагогическим
инновациям.
Таким образом, результаты анализа составляющих ПКК препода-
вателя русского языка в техническом вузе позволяют выстроить ее
разветвленную содержательную структуру, в которой каждый базо-
вый компонент включает универсальные и специальные (обуслов-
ленные направлением и этапом подготовки, лингвокогнитивными
или иными особенностями обучающихся) типологические разновид-
ности.
В составе ЗНАНИЙ выделяются компетенции:
универсальные
— в области стратегической теории [4–7], психо-
лингвистики, теории речевой коммуникации и межкультурного взаи-
модействия; общей и частных методик обучения русскому языку (как
родному/неродному/иностранному [1–3]), педагогической риторики;
возможностей ИКТ в оптимизации лингвообразования [13, 14];
специальные
— в области терминологии определенной отрасли
науки и технологий, конструктивно-языковых особенностей общения
специалистов, базовых ОК и ПК в сферах их профессиональной дея-
тельности [3, 10].
В составе УМЕНИЙ выделяются компетенции:
универсальные
— в области отбора и использования адекватного
педагогического инструментария для эффективного обучения разно-
типных категорий учащихся культуре речевого общения [2, 8, 9, 12];
в области использования ИКТ в сочетании с традиционными сред-
ствами обучения [11];
специальные
— в области отбора содержания и дидактического
материала для обучения нормативной деловой и научной коммуни-
кации в профессиональной сфере [2, 9, 12].
В составе СПОСОБНОСТЕЙ выделяются компетенции:
универсальные
— в области педагогических инноваций при про-
ектировании и реализации лингводидактической системы обучения
разнотипных категорий учащихся [2, 8, 9, 12]; в области непрерывно-
го саморазвития, повышения уровня педагогического мастерства и
информационно-технологической грамотности [13, 14];
специальные
— в области творческого использования междисци-
плинарных знаний для актуализации, профилизации и повышения
эффективности лингвообразовательного процесса [2, 11, 14].
Овладение всем комплексом указанных компонентов профессио-
нальной компетенции обеспечивает преподавателю-русисту техниче-
ского вуза помимо успешной самореализации в социуме наиболее
полное раскрытие его интеллектуально-творческого и личностного
потенциала.