Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…
1
УДК 808.2
Структура и содержание
профессиональной компетенции
преподавателя русского языка
в высшей технической школе
© Н.Н. Романова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассматривается компонентный состав профессионально-коммуникативной
компетенции (ПКК) преподавателя-русиста в техническом вузе. Выделяются
стратегические аспекты названной компетенции. Детально характеризуется со-
держание знаниевого, операционно-деятельностного и личностного компонентов
ПКК преподавателя русского языка, систематизируются универсальные и специ-
альные составляющие указанных компонентов.
Ключевые слова:
профессионально-коммуникативная компетенция преподавате-
ля, стратегическая компетенция, русский язык как родной, русский язык как не-
родной, русский язык как иностранный, технический профиль обучения.
Вопрос о содержании и компонентном составе профессиональ-
ной компетенции преподавателя русского языка (как родного/нерод-
ного/иностранного) в высшей технической школе находится на пе-
реднем крае вузовской лингводидактики, поскольку именно ему
принадлежит ведущая роль в коммуникативно-речевой подготовке
специалиста, формировании его как развитой языковой личности,
способной к успешной самореализации в социально-профессиональ-
ной сфере и интеграции в глобальный культурно-информационный
процесс. В этой связи деятельность преподавателя языковых и рече-
ведческих дисциплин закономерно рассматривать в общей компе-
тентностной структуре деятельности специалиста, которая предпола-
гает в качестве необходимого условия ее осуществления системно
организованную совокупность разноаспектных характеристик данно-
го субъекта образовательного процесса — базовых компонентов его
профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК).
В качестве основных компонентов профессиональной компетен-
ции преподавателя языковой дисциплины принято считать общие и
коммуникативные компетенции языкового субъекта, описанные в
«Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком»
[1, с. 98–101], а также собственно компетенции субъекта педагогиче-
ской деятельности. Применительно к деятельности преподавателя
русского языка в высшей технической школе эти разноаспектные
компоненты ПКК определяются объектом и предметом лингвообра-
зовательного процесса в профильном вузе и конкретизируются в за-