Н.Н. Романова
8
держание практикоориентированной дисциплины, формирующей
ПКК специалистов;
2) разработку всестороннего лингводидактического обеспечения
учебной дисциплины посредством: а) обобщения научно-теоретичес-
ких основ конструируемой педагогической системы (например, в мо-
нографическом исследовании [2]); б) создания УМКД, включающих:
нормативную и учебно-методическую документацию, образователь-
ные технологии, средства обучения и контроля (традиционные и
электронные, в том числе ИКТ [11]);
• организационно-деятельностный,
предполагающий
1) комбинирование
линейных и нелинейных образовательных
моделей, гибких вариативных схем в категориально-уровневом язы-
ковом обучении разнотипных контингентов учащихся;
2) блочно-модульное структурирование языковых и речеведче-
ских дисциплин [12], отражающее содержательные разделы учебных
курсов и формирующее соответствующие группы ПКК специали-
стов;
3) системную организацию лингвообразовательного процесса в
вузе — посредством обязательного базового курса и аспектных (спе-
циальных) курсов для второго/дополнительного обучения, последи-
пломной подготовки и повышения квалификации специалистов;
• контрольно-оценочный
,
предусматривающий планирование и
реализацию системы педагогических измерений для оценки процесса
и результатов лингвообразовательной деятельности по двум основ-
ным направлениям:
1) в области обучения российских студентов — разработка ком-
плексной системы контроля по речеведческим дисциплинам, реали-
зующей разнохарактерные виды (традиционные и тестовые) педаго-
гических измерений учебных достижений студентов на различных
этапах (входном, текущем, рубежном, итоговом);
2) в области обучения иностранных студентов — использование
на этапах текущего и рубежного контроля традиционных и тестовых
видов педагогических измерений (в разнообразных комбинациях), а
на этапе итогового контроля — типовых тестов Российской государ-
ственной системы сертификации уровней владения РКИ.
Личностный компонент ПКК
преподавателя русского языка
опосредован рассмотренными ранее знаниевым и операционно-
деятельностным компонентами: он предполагает творческое приме-
нение полученных знаний в области педагогического проектирования
и реализации лингвообразовательного процесса, его содержания и
структуры, организационных форм и технологий, учебно-методичес-
кого и информационно-технического сопровождения; в области эф-
фективного управления этим процессом. Научно обоснованное ре-