Background Image
Previous Page  7 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 13 Next Page
Page Background

Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…

7

тентностных установках ФГОС, нацеленных на формирование си-

стемы компетенций специалиста в социально-правовой, администра-

тивно-производственной и научно-исследовательской областях дея-

тельности.

Так, в ряду

общекультурных компетенций

(ОК-1, 2, 4–6, 8–10, 14,

15) напрямую связаны с речевой коммуникацией следующие:

• инструментальные

— «свободно владеть письменной и устной

речью на русском языке», «строить литературную и деловую устную

и письменную речь, свободно владеть навыками публичной дискус-

сии, … создавать и редактировать тексты профессионального назна-

чения», «использовать профессионально-ориентированную ритори-

ку», «способность и готовность к письменной и устной коммуника-

ции на русском языке»;

• общенаучные (речемыслительные)

— «анализировать и грамот-

но контекстно обрабатывать научно-техническую, естественнонауч-

ную и общенаучную информацию», «интерпретировать, структури-

ровать и оформлять ее в доступном для других виде».

Из

профессиональных компетенций

(ПК-2–5, 7–10, 12, 15–19, 24,

27) наиболее связаны с языком и речью следующие:

• в научно-исследовательской/инновационной деятельности —

«грамотно пользоваться языком предметной области», «составлять

описания проводимых исследований и разрабатываемых проектов,

отчеты, ...обзоры»;

• в организационно-управленческой деятельности

— «состав-

лять … отдельные виды технической документации», «передавать

результат … исследований в виде конкретных рекомендаций» [10].

При этом отличительной особенностью иноязычного образования

в технических вузах РФ является необходимость одновременного

следования установкам не только уровневых стандартов РКИ (в ас-

пектах общего и специального владения), но и ФГОС ВПО,

ориенти-

рованных на российских субъектов высшей школы.

Совмещение тре-

бований к содержанию разнотипных компетенций, приобретение ко-

торых заявлено в указанных нормативных документах, требует от

преподавателя РКИ творческого подхода к планированию и контро-

лю учебных достижений студентов.

Для решения этих и других многоаспектных задач преподавате-

лю русского языка в техническом вузе необходимо построение це-

лостной

лингводидактической системы ПКП специалистов

,

включающей все необходимые для ее функционирования компо-

ненты:

• содержательно-целевой

, предусматривающий, как отмечалось

ранее,

1) отбор соответствующего образовательным профилю и этапу

фрагмента предметной области русистики и его воплощение в со-