Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…
7
тентностных установках ФГОС, нацеленных на формирование си-
стемы компетенций специалиста в социально-правовой, администра-
тивно-производственной и научно-исследовательской областях дея-
тельности.
Так, в ряду
общекультурных компетенций
(ОК-1, 2, 4–6, 8–10, 14,
15) напрямую связаны с речевой коммуникацией следующие:
• инструментальные
— «свободно владеть письменной и устной
речью на русском языке», «строить литературную и деловую устную
и письменную речь, свободно владеть навыками публичной дискус-
сии, … создавать и редактировать тексты профессионального назна-
чения», «использовать профессионально-ориентированную ритори-
ку», «способность и готовность к письменной и устной коммуника-
ции на русском языке»;
• общенаучные (речемыслительные)
— «анализировать и грамот-
но контекстно обрабатывать научно-техническую, естественнонауч-
ную и общенаучную информацию», «интерпретировать, структури-
ровать и оформлять ее в доступном для других виде».
Из
профессиональных компетенций
(ПК-2–5, 7–10, 12, 15–19, 24,
27) наиболее связаны с языком и речью следующие:
• в научно-исследовательской/инновационной деятельности —
«грамотно пользоваться языком предметной области», «составлять
описания проводимых исследований и разрабатываемых проектов,
отчеты, ...обзоры»;
• в организационно-управленческой деятельности
— «состав-
лять … отдельные виды технической документации», «передавать
результат … исследований в виде конкретных рекомендаций» [10].
При этом отличительной особенностью иноязычного образования
в технических вузах РФ является необходимость одновременного
следования установкам не только уровневых стандартов РКИ (в ас-
пектах общего и специального владения), но и ФГОС ВПО,
ориенти-
рованных на российских субъектов высшей школы.
Совмещение тре-
бований к содержанию разнотипных компетенций, приобретение ко-
торых заявлено в указанных нормативных документах, требует от
преподавателя РКИ творческого подхода к планированию и контро-
лю учебных достижений студентов.
Для решения этих и других многоаспектных задач преподавате-
лю русского языка в техническом вузе необходимо построение це-
лостной
лингводидактической системы ПКП специалистов
,
включающей все необходимые для ее функционирования компо-
ненты:
• содержательно-целевой
, предусматривающий, как отмечалось
ранее,
1) отбор соответствующего образовательным профилю и этапу
фрагмента предметной области русистики и его воплощение в со-