Н.Н. Романова
6
необходимого уровня ПКК учащихся. Этапами этого процесса явля-
ются:
• изучение действующих
Федеральных государственных образо-
вательных
стандартов высшего профессионального образования
(ФГОС ВПО) или
собственных вузовских стандартов
по направле-
ниям подготовки учащихся — основных нормативных документов,
определяющих цели и задачи профильной ПКП, содержание и харак-
тер формируемых компетенций, их компонентный состав;
• выявление языкового и речевого компонентов в содержании
ос-
новных образовательных программ
(ООП) — нормативных докумен-
тов второго порядка, дидактически интерпретирующих содержание
ФГОС или вузовских стандартов по направлениям подготовки специ-
алистов;
• анализ
учебных
и
рабочих
планов
(«отрезков») по направлениям
подготовки специалистов — нормативных документов третьего по-
рядка, определяющих место (образовательный этап), количественные
(трудоемкость в часах и зачетных единицах) и качественные (виды
работы) параметры языковой/речеведческой дисциплины как модуля
ООП;
• разработка
образовательной программы
(ОП) определенной ву-
зом (факультетами, кафедрами) конкретной языковой/речеведческой
дисциплины — нормативного документа четвертого порядка, дидак-
тически интерпретирующего содержание соответствующих компо-
нентов в документах предшествующих уровней с целью их адапта-
ции к конкретным условиям реализации в составе ОП;
• создание
учебно-методических комплексов по дисциплине
(УМКД) — совокупности нормативных документов, средств обуче-
ния и контроля, обеспечивающих учебно-методическое сопровожде-
ние конкретной ОП.
Логику проектирования лингвообразовательного процесса опре-
деляет его концептуальная база. В качестве таковой в поликультур-
ной образовательной среде современного технического университета
предлагается
категориально-уровневая концепция
обучения рус-
скому языку разнотипных контингентов учащихся. Примером реали-
зации данной концепции может служить МГТУ им. Н.Э. Баумана, где
в составе основных учебных контингентов — российских и ино-
странных — выделяются специфические (по разным основаниям) ка-
тегории: в первом случае это слабослышащие студенты, во втором —
студенты из стран «ближнего зарубежья». Названная концепция
дифференцирует содержание языковых курсов применительно к кон-
тингентам и категориям, этапам и уровням их ПКП в техническом
вузе.
Вместе с тем определение образовательных задач любой учебной
дисциплины для всех субъектов высшей школы РФ дается в компе-