Background Image
Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

Н.Н. Романова

6

необходимого уровня ПКК учащихся. Этапами этого процесса явля-

ются:

• изучение действующих

Федеральных государственных образо-

вательных

стандартов высшего профессионального образования

(ФГОС ВПО) или

собственных вузовских стандартов

по направле-

ниям подготовки учащихся — основных нормативных документов,

определяющих цели и задачи профильной ПКП, содержание и харак-

тер формируемых компетенций, их компонентный состав;

• выявление языкового и речевого компонентов в содержании

ос-

новных образовательных программ

(ООП) — нормативных докумен-

тов второго порядка, дидактически интерпретирующих содержание

ФГОС или вузовских стандартов по направлениям подготовки специ-

алистов;

• анализ

учебных

и

рабочих

планов

(«отрезков») по направлениям

подготовки специалистов — нормативных документов третьего по-

рядка, определяющих место (образовательный этап), количественные

(трудоемкость в часах и зачетных единицах) и качественные (виды

работы) параметры языковой/речеведческой дисциплины как модуля

ООП;

• разработка

образовательной программы

(ОП) определенной ву-

зом (факультетами, кафедрами) конкретной языковой/речеведческой

дисциплины — нормативного документа четвертого порядка, дидак-

тически интерпретирующего содержание соответствующих компо-

нентов в документах предшествующих уровней с целью их адапта-

ции к конкретным условиям реализации в составе ОП;

• создание

учебно-методических комплексов по дисциплине

(УМКД) — совокупности нормативных документов, средств обуче-

ния и контроля, обеспечивающих учебно-методическое сопровожде-

ние конкретной ОП.

Логику проектирования лингвообразовательного процесса опре-

деляет его концептуальная база. В качестве таковой в поликультур-

ной образовательной среде современного технического университета

предлагается

категориально-уровневая концепция

обучения рус-

скому языку разнотипных контингентов учащихся. Примером реали-

зации данной концепции может служить МГТУ им. Н.Э. Баумана, где

в составе основных учебных контингентов — российских и ино-

странных — выделяются специфические (по разным основаниям) ка-

тегории: в первом случае это слабослышащие студенты, во втором —

студенты из стран «ближнего зарубежья». Названная концепция

дифференцирует содержание языковых курсов применительно к кон-

тингентам и категориям, этапам и уровням их ПКП в техническом

вузе.

Вместе с тем определение образовательных задач любой учебной

дисциплины для всех субъектов высшей школы РФ дается в компе-