Background Image
Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Н.Н. Романова

2

висимости от языковой политики вуза [2] и принятой в нем лингво-

образовательной концепции:

• знаниевый

компонент предполагает осмысление содержатель-

ных целей и условий языкового обучения студентов в данном вузе,

научно- методологических основ организации учебного процесса и

лингводидактической системы профессионально-коммуникативной

подготовки специалистов;

• операционно-деятельностный

компонент предполагает проек-

тирование и реализацию указанной системы, отбор и использование

эффективного педагогического инструментария, разработку лингво-

дидактического и информационно-технического сопровождения

учебного процесса;

• личностный

компонент предполагает развитие и совершенство-

вание творческого потенциала преподавателя, его способности к пе-

дагогическим инновациям, эффективному управлению лингвообра-

зовательным процессом.

При этом ПКК преподавателя русского языка в техническом вузе

имеет сложноорганизованную структуру, отражающую дифференци-

ацию в каждом базовом компоненте двух типологических разновид-

ностей:

• универсальных,

которые «по определению» должны присутство-

вать в профессиограмме [3] преподавателя-русиста высшей школы,

составляя содержательный инвариант его ПКК;

• специальных,

которые призваны проецировать унифицирован-

ную «знаниево-деятельностно-личностную» триаду на конкретную

область ее применения — поликультурную, полидисциплинарную

лингвообразовательную среду технического вуза, определяя вариа-

тивные стратегии и тактики педагогической деятельности вузовского

русиста.

Научные основы

знаниевого компонента ПКК

преподавателя

русского языка в высшей технической школе предопределяет осозна-

ние

стратегии лингвообразовательной деятельности

в указанной

сфере, что, в свою очередь, предполагает осмысление роли стратеги-

ческой теории в методике иноязычного обучения.

Появление стратегического подхода в лингводидактике связано с

включением в ее терминосистему понятия «коммуникативная страте-

гия», дефинитивный компонент которого соотносим, по сути, с опре-

делениями «компенсационная»/«компенсаторная» применительно к

обозначению стратегий, обеспечивающих языковому субъекту пре-

одоление лингвокогнитивных препятствий к успешной коммуника-

ции. Расширенное впоследствии за счет включения дискурсивного и

метакогнитивного аспектов, данное понятие вошло в научный обиход

как «

стратегическая компетенция

» [4–6]. Интегративный характер

анализируемой категории обнаруживается в том, что, хотя в ее соста-