Н.Н. Романова
2
висимости от языковой политики вуза [2] и принятой в нем лингво-
образовательной концепции:
• знаниевый
компонент предполагает осмысление содержатель-
ных целей и условий языкового обучения студентов в данном вузе,
научно- методологических основ организации учебного процесса и
лингводидактической системы профессионально-коммуникативной
подготовки специалистов;
• операционно-деятельностный
компонент предполагает проек-
тирование и реализацию указанной системы, отбор и использование
эффективного педагогического инструментария, разработку лингво-
дидактического и информационно-технического сопровождения
учебного процесса;
• личностный
компонент предполагает развитие и совершенство-
вание творческого потенциала преподавателя, его способности к пе-
дагогическим инновациям, эффективному управлению лингвообра-
зовательным процессом.
При этом ПКК преподавателя русского языка в техническом вузе
имеет сложноорганизованную структуру, отражающую дифференци-
ацию в каждом базовом компоненте двух типологических разновид-
ностей:
• универсальных,
которые «по определению» должны присутство-
вать в профессиограмме [3] преподавателя-русиста высшей школы,
составляя содержательный инвариант его ПКК;
• специальных,
которые призваны проецировать унифицирован-
ную «знаниево-деятельностно-личностную» триаду на конкретную
область ее применения — поликультурную, полидисциплинарную
лингвообразовательную среду технического вуза, определяя вариа-
тивные стратегии и тактики педагогической деятельности вузовского
русиста.
Научные основы
знаниевого компонента ПКК
преподавателя
русского языка в высшей технической школе предопределяет осозна-
ние
стратегии лингвообразовательной деятельности
в указанной
сфере, что, в свою очередь, предполагает осмысление роли стратеги-
ческой теории в методике иноязычного обучения.
Появление стратегического подхода в лингводидактике связано с
включением в ее терминосистему понятия «коммуникативная страте-
гия», дефинитивный компонент которого соотносим, по сути, с опре-
делениями «компенсационная»/«компенсаторная» применительно к
обозначению стратегий, обеспечивающих языковому субъекту пре-
одоление лингвокогнитивных препятствий к успешной коммуника-
ции. Расширенное впоследствии за счет включения дискурсивного и
метакогнитивного аспектов, данное понятие вошло в научный обиход
как «
стратегическая компетенция
» [4–6]. Интегративный характер
анализируемой категории обнаруживается в том, что, хотя в ее соста-