Background Image
Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…

5

рий» (например, для обучения слабослышащих студентов) в общей

стратегии ПКП специалистов.

В профессиональную сферу преподавателя-русиста в техниче-

ском вузе входит также определение

научно-предметного содержа-

ния

профильного языкового обучения студентов, для чего необходим

лингводидактический анализ современного состояния русского языка

и профессионального дискурса. Данные этого анализа должны быть

положены в основу отбора языкового и речевого материала для обу-

чения нефилологов культуре профессиональной коммуникации.

Так, при анализе

экстралингвистических факторов

как источни-

ков воздействия на язык следует отметить двойственность этого воз-

действия: с одной стороны, позитивное ускорение процессов адапта-

ции языка к меняющейся действительности (оперативное пополнение

лексики, возрастание вариативности словообразовательных и синтак-

сических моделей), с другой стороны — негативные проявления в

речевой практике современников (злоупотребление нелитературны-

ми разновидностями языка, сниженной/некодифицированной лекси-

кой, иноязычная экспансия и др.).

Анализ и систематизация

собственно лингвистических факторов

развития языковой системы и использования ее разноуровневых ре-

сурсов в практике речевого общения, в том числе профессионально-

го, позволяют русистам в оценке трансформаций языка учитывать

действие объективных законов его развития (например, законов си-

стемности, традиций, аналогии, экономии и противоречий) и разно-

направленных процессов (например, усиление тенденций аналитизма

при сохранении в целом присущей ему синтетичности). Данными

факторами вызваны изменения на всех уровнях языковой системы,

причем на каждом из них, с одной стороны, наблюдаются естествен-

ные трансформации норм в виде гармоничных новообразований, с

другой — неоправданные искажения, отражающие сбои в функцио-

нировании системы. Это подтверждает необходимость отбора препо-

давателями в учебных целях тематически актуального, лингвистиче-

ски продуктивного языкового материала, способного обслуживать

профессионально-коммуникативные потребности студентов техниче-

ского профиля обучения.

Определение содержания вузовской языковой подготовки пред-

полагает реализацию комплекса педагогических задач и функций

этой подготовки: адаптационной, развивающе-деятельностной, про-

ективной, рефлексивной, что означает трансформацию знаниевого в

операционно-деятельностный компонент ПКК

преподавателя-

русиста. Возможности реализации указанных функций появляются в

процессе

педагогического проектирования

[9], которое предусмат-

ривает поэтапную разработку преподавателем структурных и содер-

жательных и характеристик учебной дисциплины для обеспечения