Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…
5
рий» (например, для обучения слабослышащих студентов) в общей
стратегии ПКП специалистов.
В профессиональную сферу преподавателя-русиста в техниче-
ском вузе входит также определение
научно-предметного содержа-
ния
профильного языкового обучения студентов, для чего необходим
лингводидактический анализ современного состояния русского языка
и профессионального дискурса. Данные этого анализа должны быть
положены в основу отбора языкового и речевого материала для обу-
чения нефилологов культуре профессиональной коммуникации.
Так, при анализе
экстралингвистических факторов
как источни-
ков воздействия на язык следует отметить двойственность этого воз-
действия: с одной стороны, позитивное ускорение процессов адапта-
ции языка к меняющейся действительности (оперативное пополнение
лексики, возрастание вариативности словообразовательных и синтак-
сических моделей), с другой стороны — негативные проявления в
речевой практике современников (злоупотребление нелитературны-
ми разновидностями языка, сниженной/некодифицированной лекси-
кой, иноязычная экспансия и др.).
Анализ и систематизация
собственно лингвистических факторов
развития языковой системы и использования ее разноуровневых ре-
сурсов в практике речевого общения, в том числе профессионально-
го, позволяют русистам в оценке трансформаций языка учитывать
действие объективных законов его развития (например, законов си-
стемности, традиций, аналогии, экономии и противоречий) и разно-
направленных процессов (например, усиление тенденций аналитизма
при сохранении в целом присущей ему синтетичности). Данными
факторами вызваны изменения на всех уровнях языковой системы,
причем на каждом из них, с одной стороны, наблюдаются естествен-
ные трансформации норм в виде гармоничных новообразований, с
другой — неоправданные искажения, отражающие сбои в функцио-
нировании системы. Это подтверждает необходимость отбора препо-
давателями в учебных целях тематически актуального, лингвистиче-
ски продуктивного языкового материала, способного обслуживать
профессионально-коммуникативные потребности студентов техниче-
ского профиля обучения.
Определение содержания вузовской языковой подготовки пред-
полагает реализацию комплекса педагогических задач и функций
этой подготовки: адаптационной, развивающе-деятельностной, про-
ективной, рефлексивной, что означает трансформацию знаниевого в
операционно-деятельностный компонент ПКК
преподавателя-
русиста. Возможности реализации указанных функций появляются в
процессе
педагогического проектирования
[9], которое предусмат-
ривает поэтапную разработку преподавателем структурных и содер-
жательных и характеристик учебной дисциплины для обеспечения