Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…
3
ве «могут быть условно выделены такие компоненты, как професси-
онально-педагогическая, учебная, дискурсивная/интерактивная и
компенсаторная стратегические подкомпетенции, а также целый ряд
других компонентов», методисты обобщают их в понятии «единой
стратегической компетенции, которая является важнейшим компо-
нентом профессиональной компетенции преподавателя-филолога» [7,
с. 183], обеспечивая ему возможность поэтапно осуществлять проек-
тирование, реализацию, контроль и своевременную коррекцию ву-
зовского лингвообразовательного процесса.
Так, на этапе педагогического проектирования указанная компе-
тенция способствует осознанию
стратегических целей
лингвообра-
зовательной деятельности в вузе, что, в свою очередь, предполагает
осмысление:
• приоритетных позиций высшей технической школы, готовящей
кадры для реального сектора экономики, а следовательно, важности
определения ее сегодняшних задач, тенденций и перспектив в кон-
тексте культуросообразного развития общества;
• социальной значимости проблемы формирования компетентно-
го, высококультурного, конкурентоспособного специалиста, удовле-
творяющего потребностям общества и современного рынка труда,
способного всесторонне грамотно осуществлять организационно-
управленческую деятельность в сфере науки, производства и техно-
логий, эффективно используя языковые/речевые средства для извле-
чения, обработки, ретрансляции и продуцирования специальной ин-
формации, интегрироваться в профессионально-культурный контекст
международных коммуникационных процессов.
В этой связи создание инновационной
лингводидактической си-
стемы
, обеспечивающей комплексную профессионально-коммуни-
кативную подготовку (ПКП) специалистов, повышение эффективно-
сти их речемыслительной деятельности отвечает установкам совре-
менной языковой политики высшей технической школы. Средством
реализации этих установок может служить
педагогическое управле-
ние
[8] лингвообразовательным процессом в вузах технического про-
филя.
Научный подход к решению указанной проблемы в высшей шко-
ле предусматривает осмысление и учет преподавателем-русистом
комплекса интегрированных естественных и социально-гуманитар-
ных знаний:
• психолого-педагогических
(возрастной педагогики и психологии,
социологии, когнитивистики, андрагогики, акмеологии) — о свой-
ствах и характеристиках субъектов образовательной деятельности в
высшей школе, типологии их лингвокогнитивных и учебных стилей;
• лингвистических, лингвометодических
(общего и сравнительно-
го языкознания, социо- и психолингвистики, лингводидактики, рито-