Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний - page 1

Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний
1
УДК 338.1; 330.341
Инновационные трансформации
вузовского образования в условиях общества знаний
© Г.А. Рыбина, О.Р. Яновская, С.В. Клементьева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Освещены проблемы инновационных трансформаций в вузовском образовании на
современном этапе в России. Проанализированы понятия «информационное обще-
ство» и «общество знаний». Выдвинуты предложения по улучшению организации
образовательных процессов в современных российских вузах.
Ключевые слова:
инновации, инновационные трансформации, информационное
общество, общество знаний, образование.
Современное общество часто называют «информационным об-
ществом» или «обществом знаний». «Общество знаний» (knowledge
society) — более поздний термин. Если для информационного обще-
ства наиболее важной составляющей является идея информации как
главного ресурса, то для общества знаний приоритетной ценностью
выступает именно умение учиться, получать знания.
Термин «информационное общество» приписывается профессору
Токийского университета Ю. Хаяши, хотя он является больше его
популяризатором.
Еще в 1940-х годах австралийский экономист А. Кларк [7] писал
о перспективе общества информации и услуг, а в 1950-х американ-
ский экономист Ф. Махлуп [9] говорил о наступлении информацион-
ной экономики. Популяризация идеи информационного общества
японскими учеными не случайна, эта тема становится одной из цен-
тральных не только для японских социальных наук, где формулиру-
ется «план информационного общества» [10]. Уже вскоре этот тезис
перенимается западными (прежде всего американскими) учеными и
приобретает глобальный характер. Особую роль в становлении кон-
цепта информационного общества на Западе сыграли работы Д. Бел-
ла [2], автора концепции постиндустриального общества, которая
тесно связана с идеей информационного общества и работами амери-
канского мыслителя О. Тоффлера.
Впервые термин «общество знаний» был применен в 1969 г.
П. Друкером, американским специалистом по менеджменту, кото-
рый также отстаивал идею LLL (life — long — learning) — обучения
на протяжении всей жизни, а также предложил термин (knowledge
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook