Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний
7
сторон. Преподаватель должен иметь возможность, ориентируясь на
конкретный состав и реакцию аудитории, скорректировать свою лек-
цию, а студенты — задавать уточняющие вопросы по ее ходу.
Не подлежит сомнению, что технический процесс не может су-
ществовать без радикального развития человека. Вместе с тем ста-
новление самой личности невозможно вне технического прогресса и
экономического благосостояния общества.
Тот факт, что студентам приходится совмещать учебу с работой,
говорит, прежде всего, не о плачевном материальном положении мо-
лодежи, а о потребности накопления того профессионального опыта,
который не способна предложить вузовская программа. Молодые
люди пытаются научиться применять знания на практике, получить
записи в трудовой книжке (с помощью которых им впоследствии
удастся найти хорошую работу), отвлекаются от занятий и в итоге
получают неполноценное образование. Как представляется, настоя-
щим инновационным вузом следует считать учебное заведение, в ко-
тором разработаны и внедрены в учебный процесс специальные про-
граммы, предусматривающие формирование настоящего специали-
ста. При этом под специалистом следует понимать человека, который
не только обладает определенным потенциалом знаний и практиче-
ским опытом работы, но и способный быть активным субъектом на
рынке труда.
Выпускники отечественного инженерного образования зачастую
«неузнаваемы» по квалификационным требованиям зарубежных
фирм, инвестирующих свои капиталы в Россию. Традиционные об-
разовательные технологии не всегда позволяют выпускникам вузов
получать компетенции, востребованные на современном и перспек-
тивном рынке труда. Это касается, в частности, таких компетенций:
результативность (ориентация на конечный результат); дисциплини-
рованность (решение задачи в срок); самооценка затрат; встроенность
(умение работать в команде); коммуникабельность; ответственность
(умение принимать решения в ситуациях неопределенности); проект-
ная, технологическая и управленческая культура; и пр.
Именно инновационная образовательная программа предполагает
интенсивное использование информационно-коммуникационных
технологий в обучении. Развитая информационная образовательная
среда вуза позволит сформировать индивидуальные образовательные
траектории, в большей степени учитывающие наклонности студентов
к научно-исследовательской работе, повысит качество образования
на всех формах обучения. В этой связи для эффективной реализации
инновационных программ создается система информационной под-
держки, включающая использование как печатных и электронных
средств информации, так и презентационных семинаров.