Г.А. Рыбина, О.Р. Яновская, С.В. Клементьева
10
Образовательная программа и есть тот продукт, с которым вуз
выходит на рынок. Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные
программы он предлагает как их непосредственным потребителям —
студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпуск-
ников, рынку труда и государственным органам. Таким образом, к
потребителям образовательных услуг вуза можно отнести, с одной
стороны, студентов/слушателей, а с другой — компании и организа-
ции. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз.
Еще одним важным заказчиком и покупателем образовательных
программ является общество, чаще всего представленное государ-
ственными органами, устанавливающее свои требования и стандар-
ты, ориентированные не только на подготовку профессиональной ра-
бочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потреб-
ности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном
развитии. Именно государство призвано контролировать ориентацию
вузов на потребности рынка. Их узкорыночная ориентация может
быть опасной и привести, с одной стороны, к перепроизводству неко-
торых специалистов, спрос на которые обусловлен конъюнктурой
рынка, с другой — к сокращению или отказу от подготовки инжене-
ров, врачей и других специалистов, необходимых обществу, но не
востребованных рынком на определенных этапах его развития. Регу-
лируют спрос на специалистов государственные органы с помощью
образовательных стандартов и государственного заказа.
Помимо потребителей для вуза важны и другие целевые аудито-
рии, влияющие на цели и процесс образования. Покупателями обра-
зовательных программ могут быть родители, оплачивающие обуче-
ние своих детей, компании и организации, направляющие своих со-
трудников на обучение. Кроме них к целевой аудитории относятся
абитуриенты, СМИ, преподаватели и поставщики (издательства, про-
изводители учебной мебели, канцелярских товаров и пр.). Все они
имеют собственные потребности и ожидания относительно образова-
тельных программ вуза. Таким образом, образовательные услуги —
это комплекс, содержащий как услуги, так и товары, объединенные в
образовательные программы.
Опыт работы с зарубежными вузами в проектах по подготовке
специалистов различного профиля и совместной разработке соответ-
ствующих образовательных программ, а также участие в программах
Министерства образования и науки по вхождению российского обра-
зования в Болонский процесс позволили начать работы по формиро-
ванию образовательных программ, сопоставимых с зарубежными.
Разветвленный перечень программ подготовки в магистратуре по ак-
туальным научным направлениям носит выраженный исследователь-
ский характер.