Г.А. Рыбина, О.Р. Яновская, С.В. Клементьева
4
праву может быть признан лидером в подготовке специалистов в обла-
сти высоких технологий, а также лидером в области научных и кон-
структорских разработок [8].
Проблема формирования научно-исследовательских университе-
тов в нашей стране усугубляется тем,
что их собственная научная ба-
за за отдельными исключениями никогда не была достаточно разви-
той, поскольку наука развивалась в разветвленной сети академиче-
ских и ведомственных научно-исследовательских институтов. Разрыв
научной и образовательной отраслей был заложен еще в XVIII в. во
время основания Российской академии наук и Московского государ-
ственного университета и закрепился в советское время. Требования
к научным достижениям преподавателей долгое время оставались
(и по сей день остаются) минимальными, тогда как от научных со-
трудников вовсе не требуется вести никакой педагогической дея-
тельности. Ведение активной научной жизни для преподавателей
практически невозможно, поскольку педагогическая нагрузка
(750 часов по российским нормативам, которую рекомендуется уве-
личить до 900 часов) не оставляет шансов для полноценной научно-
исследовательской деятельности [3].
При инновационном типе развития высшей школы возникает
необходимость инновационных трансформаций вуза, адаптирован-
ных к постоянно меняющейся социальной и демографической ситуа-
ции, сбалансированного взаимодействия с формирующимся рынком
образовательных и научных услуг, рынком труда специалистов, при-
способления к условиям и потребностям образования.
Инновационная стратегия, базируясь на результатах анализа из-
менений во внешней и внутренней среде вуза, предполагает реализа-
цию следующих целей:
• обеспечение конкурентоспособности вуза на основе повышения
качества научно-образовательной деятельности и уровня инноваци-
онного развития;
• оптимизация соотношения численности научно-педагогических
кадров и величины затрат на инновационную деятельность;
• адаптация вуза к изменению объективных и субъективных фак-
торов.
Факторы внешней среды (как экономические и политические, так
и социальные) необходимо исследовать в следующих аспектах.
1. При анализе международных факторов следует контролировать
и оценивать изменения в образовательной политике зарубежных
стран, а также процессы, связанные с внутренней инновационной по-
литикой государств, активизацией высших учебных заведений Рос-
сии на международном рынке образовательных услуг, повышением
их конкурентоспособности.