Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний - page 2

Г.А. Рыбина, О.Р. Яновская, С.В. Клементьева
2
worker) [5], т. е. работник, который является специалистом в опре-
деленной сфере знания и именно в такой сфере представляет инте-
рес для бизнеса.
В рамках понятия информационного общества в 1990-х годах
возникает новый термин — «общество знаний». Его часто использу-
ют как заменяющий «информационное общество», он распространен
в определенных академических кругах, в частности, активно исполь-
зуется в ЮНЕСКО. Абдул Вахид Хан, вице-директор ЮНЕСКО в
области коммуникаций и информации, утверждает, что информаци-
онное общество является необходимой основой для общества знаний.
Однако информационное общество связано прежде всего с техноло-
гическим развитием и техническими инновациями, тогда как обще-
ство знаний включает изменения социальных, культурных, экономи-
ческих, политических и институциональных трансформаций. Именно
понятие «общество знания», утверждает он, наилучшим образом от-
ражает те глобальные изменения, которые происходят с современ-
ным обществом.
В 2005 г. вышел всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам зна-
ния» [6]. В докладе предлагается говорить об «обществах знаний» (во
множественном числе), поскольку «не существует какой-то единой
модели, которую можно поставить под ключ и которая достаточно
отражала бы культурное и языковое многообразие, которое одно
только и может позволить каждому человеку ориентироваться и
найти свое место при нынешних стремительных изменениях». Важ-
ную роль в глобальных образовательных изменениях играет изучение
языков — как родных, с целью их сохранения и сохранения нацио-
нальных культур, так и английского как основного языка — посред-
ника для доступа к мировой системе знаний.
Большое значение имеет разграничение понятий знания и ин-
формации. Информация служит инструментом, формой знания, но
сама по себе знанием не является. В информационном обществе она
превращается в один из наиболее ценных видов товара, который про-
дается на определенном рынке, тогда как знание (за исключением
отдельных отраслей — например, обороны, государственной тайны
и т. п.) по праву принадлежит всем. В современном обществе, отме-
чено в докладе ЮНЕСКО, чрезмерный вес значимости придается
именно информации, но не знанию. Таким образом, хотя за счет
внедрения новых технологий мы вступили на путь формирования
информационного общества, однако до общества знаний нам пока
далеко. Ключевой проблемой становится вопрос о возможности от-
личать полезную информацию от бесполезной, попытка справиться с
информационными потоками, стремящимися захлестнуть современ-
ного человека.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook